Остатки проса и человеческий ноготь со дна древнего озера связи с ритуальным подношением

Возраст этих находок, сделанных в Чехии, составляет около 3300–3400 лет

Дагмар Дреслерова (Dagmar Dreslerová) из Чешской академии наук совместно с коллегами рассказала о находках, которые исследователи обнаружили на археологическом памятнике Загаи, расположенном в Чехии. На месте некогда существовавшего небольшого озера они обнаружили слой отложений, в котором лежало значительное количество необугленных остатков обыкновенного проса (Panicum miliaceum), выращенного около 1400–1300 годов до нашей эры, то есть в эпоху бронзы. В том же слое исследователи нашли человеческий ноготь, который, судя по радиоуглеродному анализу, оказался на дне озера примерно в то же время, что и просо. Как сообщается в препринте исследования, доступном в репозитории Research Square, возможно, эти находки связаны между собой и представляют собой ритуальное подношение, многочисленные примеры которых известны из торфяников, расположенных в более северных частях Европы.

Найденные остатки проса также представляют интерес, поскольку это один из древнейших примеров возделывания этой зерновой культуры в Центральной Европе. Однако ученые делают акцент в первую очередь на их ассоциацию с человеческим ногтем. Последний представлял собой роговую пластинку размером около 12 × 8,1 миллиметра, которая начала быстро разрушаться после того, как ее извлекли из болотных отложений. Исследователи даже предприняли попытку выделить из него древнюю ДНК, однако плохая сохранность не позволила этого сделать.

Китайцы попробовали остатки 2300-летнего алкогольного напитка