Ритуальные подношения из датских болот датировали 500 годом до нашей эры — 400 годом нашей эры

Ученые исследовали кости животных, найденные на десяти участках

Датские ученые исследовали кости животных, которые древние жители южной Скандинавии оставили в водно-болотных угодьях в виде ритуальных подношений. Радиоуглеродный анализ показал, что этот обычай существовал между 500 годом до нашей эры — 400 годом нашей эры. За единственным исключением все изученные кости принадлежали домашним животным: крупному и мелкому рогатому скоту, лошадям, свиньям и собакам. Об этом сообщается в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science: Reports.

В водно-болотных угодьях Северной Европы хранится множество древностей, которые находят как в рамках археологических исследований, так и случайно, например, во время добычи торфа. Самые известные находки представляют собой так называемые болотные тела, включая хорошо сохранившиеся мумифицированные останки, например, человека из Нойферзена (подробнее о нем можно прочитать в материале «Хорошо сохранились»). Некоторые из этих людей, видимо, случайно погибли в болотах сотни и даже тысячи лет назад. Других же принесли в жертву или просто убили. В качестве ритуальных подношений в болотах в раннем железном веке также оставляли оружие, антропоморфные фигурки, керамику и кости животных.

Датские ученые Якоб Квеиборг (Jacob Kveiborg) из Музея Моесгор и Еспер Олсен (Jesper Olsen) из Орхусского центра ускорительной масс-спектрометрии изучили останки животных, найденные в ритуальном контексте на десяти различных водно-болотных участках, большую часть из которых раскопали еще в середине прошлого столетия. Палеозоологическое исследование 212 находок показало, что подавляющее число костей относится к одомашненным видам млекопитающих: лошадям (Equus caballus), собакам (Canis familiaris), свиньям (Sus domesticus), а также крупному (Bos taurus) и мелкому (Ovis aries / Capra hircus) рогатому скоту. Исключением оказалась лишь единственная находка, представляющая собой остатки благородного оленя (Cervus elaphus). Видимо, это отражает тот факт, что охота не играла важной роли в хозяйстве местных жителей в раннем железном веке.

Для радиоуглеродного анализа ученые отобрали 154 кости. Подавляющее большинство полученных датировок (92 процента) указывает на то, что находки относятся к раннему железному веку (около 500 года до нашей эры — 400 года нашей эры). Широкое распространение обычай получил, по всей видимости, между 260 и 210 годами до нашей эры, а его угасание пришлось на 262–304 годы нашей эры.

В некоторых районах современной Дании подношения костей животных продолжались дольше остальных. Так, откалиброванные датировки указывают на то, что на востоке Ютландии обычай зародился около 451–375 годов до нашей эры и продолжался до 244–349 годов нашей эры, то есть примерно 600–800 лет. По данным исследователей, в некоторых местах подношения останков животных совершались однократно (или же в течение очень короткого периода), в то время как на других на протяжении многих столетий.

Ранее на N + 1 рассказывали об одной из самых известных находок, сделанных в датских водно-болотных угодьях, — теле толлундского человека. Ученые повторно исследовали его желудочно-кишечный тракт и выяснили, что незадолго до своей смерти он съел немного рыбы и кашу из ячменя и семян льна с примесью сорняков и песка, приготовленную на воде из озера, пруда или болота.

Датский археолог-любитель нашел крупный клад золотых медальонов возрастом 1500 лет