Толлундский человек перед смертью поел каши и немного рыбы

Датские ученые повторно исследовали желудочно-кишечный тракт толлундского человека и выяснили из чего состояло его питание в последние 12–24 часа жизни. Оказалось, что он съел кашу из ячменя и семян льна с примесью сорняков и песка, приготовленную в глиняном горшке на воде из озера, пруда или болота, а также немного жирной рыбы, возможно, речного угря. Ученые также установили, что человек страдал от паразитов — власоглава, бычьего цепня и аскариды. Статья опубликована в журнале Antiquity.

За последние несколько столетий в ходе добычи торфа в Северо-Западной Европе обнаружили останки многих сотен людей — так называемые болотные тела. Эти находки демонстрируют разную степень сохранности: от скелетов до хорошо сохранившихся мумифицированных тел. Самым древним останкам около десяти тысяч лет, хотя большинство из них датированы рубежом нашей эры. Античные авторы отмечали, что кельты часто приносили человеческие жертвы и казнили людей за преступления, после чего могли бросать покойников в болота. Одни из самых известных находок были сделаны в Дании — это толлундский человек и человек из Гроболла.

В 1950 году в десяти километрах от датского Силькеборга в торфяном болоте на глубине 2,5 метра обнаружили мумифицированные останки толлундского человека, которые из-за хорошей сохранности изначально приняли за недавно пропавшего школьника. На его шее находилась веревка-удавка, однако шейные позвонки оказались не повреждены. Вскоре после удушения толлундского человека уложили или бросили в болото. На момент смерти ему было около 30–40 лет. Радиоуглеродный анализ показал, что мужчина жил около 405–380 годов до нашей эры, то есть в раннем (кельтском) железном веке. Ученые полагают, что толлундский человек стал жертвой ритуала или преступления.

Нина Нильсен (Nina Nielsen) из Силькеборгкого музея совместно с учеными из Дании повторно исследовала желудок и кишечный тракт толлундского человека, чтобы выяснить, чем он питался за 12–24 часа до смерти. Остатки еды были извлечены из желудка (50 миллилитров), тонкой (10 миллилитров) и толстой кишки (260 миллилитров).

Результаты исследования показали, что больше всего крупных растительных остатков приходится на ячмень (85 процентов), персикарию (9 процентов) и лен (5 процентов). Ученые считают, что изначально в пищеварительный тракт поступило 335 грамм ячменя, 29 грамм персикарии и 16 грамм льна, а также незначительное количество других семян. Микроскопический анализ подтвердил, что в образцах доминировала мука из ячменя и льна. Кроме того, исследователи обнаружили яйца паразитов, в том числе власоглава, бычьего цепня и аскариды. Пептидный анализ показал присутствие нескольких белков, уникальных для костных рыб.

Последняя трапеза толлундского человека состояла из различных компонентов, которые, вероятно, были смешаны вместе. Семена сорняков, обнаруженные в образцах, по-видимому, собрали вместе с урожаем ячменя. Ученые отметили, что в ходе обмолота, очистки и просеивания зерна мелкие семена сорняков, песок и другие примеси обычно удалялись. Однако они предполагают, что вся эта просеянная фракция была добавлена обратно в блюдо в ходе готовки.

Исследователи также выяснили, что последний прием пищи толлундского человека включал как растительные продукты, так и содержащие холестерин. Они полагают, что это могла быть жирная рыба, например, угорь. Отсутствие рыбьих костей не противоречит этой интерпретации, так как они часто перевариваются. Предыдущие изотопные анализы показали, что этот продукт не составлял значительной части его рациона.

Наличие подгоревшей корки в содержимом кишечника говорит о том, что еда представляла собой кашу, приготовленную в глиняном сосуде. Ученые не знают, готовилась ли рыба отдельно. Многочисленные остатки сфагнума, водно-болотных растений и водорослей указывают на то, что каша была приготовлена на воде из озера, пруда или болота. Кроме того, он мог пить такую воду.

В каше не содержалось никаких ингредиентов с известным опьяняющим или «магическим» эффектом. По расчетам ученых блюдо содержало 1285 килокалорий, что составляет около половины ежедневной нормы для человека с ограниченной физической активностью. Это не свидетельствует о серьезной нехватке пищи.

Ранее на N + 1 сообщали об исследованиях других мумий. Так, бельгийский археолог выяснил, что «фальшивые лица» на мумиях культуры ичсма в IX–XIII веках нашей эры требовались для ведения диалога и ритуальных практик с умершими предками, а испанские антропологи не обнаружили связи между мумификацией и социальным статусом людей, захороненных в V–XI веках на острове Гран-Канария.

Археологи раскопали могильник летописного народа мурома