В древнем аланском погребении обнаружили костяные коньки

Редкие артефакты, относящиеся к концу III или началу IV века, нашли в Северной Осетии

Российские археологи исследовали в Северной Осетии курганный могильник аланской культуры и обнаружили в одной из насыпей пару костяных коньков, которые датируются концом III — началом IV века нашей эры. Ученые отметили, что такие артефакты крайне редко встречаются в древних и средневековых могилах. Ранее костяные коньки в погребальных комплексах находили лишь в Швеции на памятниках, относящихся к эпохе викингов. Результаты исследования опубликованы в журнале Нижневолжский археологический вестник.

На древних и средневековых археологических памятниках, расположенных в разных частях Евразии, иногда встречаются предметы, которые многие ученые считают костяными коньками. На сегодняшний день самые ранние подобные артефакты известны с территории Венгрии, где исследователи обнаружили костяные коньки во время раскопок поселения культуры воронковидных кубков, которое датируется примерно серединой III тысячелетия до нашей эры. Менее древний инвентарь известен и из Азии, например, в Синьцзяне и на Алтае археологи находили коньки позднего бронзового века.

Многочисленные костяные коньки исследователи раскопали на средневековых памятниках. Например, десятки таких предметов археологи обнаружили в Великом Новгороде или английской Йорке. Причем, как правило, они встречаются на поселениях и очень редки в погребальных комплексах. Так, на сегодняшний день сообщалось лишь о четырех погребениях эпохи викингов, раскопанных в Швеции, в которых ученые нашли среди сопроводительного инвентаря костяные коньки.

Залина Кадзаева (Zalina Kadzaeva) из Института истории и археологии Республики Северная Осетия — Алания и Владимир Малашев (Vladimir Malashev) из Института археологии РАН рассказали о результатах раскопок, проходивших на курганном могильнике Октябрьский-I, который находится на границе Северной Осетии и Чечни (на территории последней он называется иначе — Братские 1-е курганы). Он представляет собой крупный некрополь, который в III–V веках нашей эры использовали для захоронений представители аланской археологической культуры.

В кургане № 23 исследователи нашли погребение, совершенное в катакомбе, которое еще в древности подверглось разграблению. В погребальной камере они обнаружили перемещенные останки двух человек: женщины и мужчины или юноши, а также ряд артефактов. Среди них оказались набор игральных костей — больше четырех десятков астрагалов, часть из которых была обработана, два кувшинчика и фрагменты стеклянного сосуда, амулет из зуба животного, почти сотня бусин из гагата и стекла, шесть целых и одна фрагментированная гагатовая подвеска, три фибулы из железа и бронзы, фрагмент ножа, серебряная деталь наконечника-подвески и несколько других артефактов. Комплекс этих находок позволил датировать погребение концом III — началом IV века нашей эры.

Кроме того, археологи нашли несколько предметов, которые грабители выбросили из погребальной камеры. Так, во входной яме лежали фрагменты миски, пять астрагалов, а также два костяных конька, длина которых составляет больше 25 сантиметров. Последние представляли собой артефакты, изготовленные из лошадиных метаподий. На обоих предметах видны следы обработки, включая просверленные отверстия для крепления, расположенные в районе пяток и носков. По-видимому, эти изделия представляли собой инвентарь для развлечений у детей, подростков или молодых людей.

По данным ученых, обнаруженные в Северной Осетии изделия представляют собой первые древние костяные коньки, когда-либо обнаруженные на Северном Кавказе. Более того, до настоящего времени сообщалось всего лишь о четырех погребениях, в которых среди сопроводительного инвентаря присутствовали такие вещи. Ранее костяные коньки находили в Швеции в четырех погребениях эпохи викингов: в могильнике Ире, который находится на острове Готланд, а также в Бирке. Это говорит о том, что коньки на протяжении значимого времени не считались неотъемлемой частью сопроводительного инвентаря ни в одной из известных древних культур, а их присутствие в погребениях — скорее, исключение, чем традиция.

Иногда древний зимний инвентарь прекрасно сохраняется до наших дней благодаря условиям, в которых он находился на протяжении сотен лет. Например, в Норвегии археологи обнаружили пару лыж, вытаявшую изо льда на горе Дигерварден. Радиоуглеродный анализ этих артефактов показал, что их изготовили между 668 и 775 годами нашей эры.

Палеогенетики не обнаружили признаков патрилокальности в Чатал-Хююке