Умершего 5200 лет назад мужчину отправили в загробный мир на запряженных волами санях

Необычное погребение раскопали в Польше

Археологи обнаружили в Польше могильник культуры воронковидных кубков, относящийся к середине – второй половине IV тысячелетия до нашей эры. Погребальный обряд указывает на то, что местные жители испытали влияние баденской культуры. Так, одного молодого мужчину, судя по всему, похоронили на деревянных санях, запряженных двумя крупными рогатыми животными. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Antiquity.

Около шести тысяч лет назад в Европе начала распространяться культура воронковидных кубков. Ареал этой культуры включал часть территорий Центральной и Восточной Европы, а также южные районы Скандинавии. Свое название она получила благодаря характерным керамическим кубкам с воронкообразной шейкой. Керамика также характеризуется наличием бутылей «с воротничком», а также чаш с высокой раздвоенной ручкой.

Хозяйство носителей культуры воронковидных кубков основывалось на земледелии и животноводстве, кроме того, эти люди занимались охотой и рыболовством. Археологические исследования показали, что представители этой общности, похоже, были знакомы с ярмом и телегами. В качестве тягловых животных они, видимо, использовали волов, а не лошадей. Культура воронковидных кубков известна также благодаря строительству мегалитических сооружений для своих умерших.

Камиль Адамчак (Kamil Adamczak) из Университета Николая Коперника в Торуни совместно с польскими коллегами представил результаты раскопок, проходивших в 2018 году в деревне Маковице, которая находится в Куявско-Поморском воеводстве. Археологам удалось обнаружить 440 фрагментов керамики, 1473 фрагмента человеческих костей, 365 костей животных и прочие свидетельства жизнедеятельности, охватывающей продолжительный период времени от позднего неолита до Нового времени (около 3650 года до нашей эры – 1800 года нашей эры).

Самые древние находки, относящиеся к середине IV тысячелетия до нашей эры, по мнению ученых, могут быть связаны с носителями культуры воронковидных кубков. Среди прочего, археологи обнаружили семь погребений, а также несколько ям, которые могли использоваться в ритуальных целях. Особого внимания заслужили три могилы (под номерами 615, 642 и 643). Верхние части этих ям, похоже, содержали деревянные конструкции, схожие с теми, что раньше были обнаружены в Венгрии при изучении могильника баденской культуры. Радиоуглеродный анализ показал, что погребения датируются между 3510 и 3190 годом до нашей эры.

В могиле № 614 исследователи обнаружили останки двух взрослых мужчин, похороненных в скорченном положении на правом боку. В могиле № 615 также находились два костяка, но попали они туда в разное время. Сначала в скорченном положении похоронили взрослого мужчину, к которому позже подхоронили останки женщины. По данным исследователей, это первый пример вторичного захоронения, обнаруженный в Польше на памятниках культуры воронковидных кубков. Однако подобная практика известна у носителей баденской культуры. Кроме того, скорченное положение умерших в могиле также характерно для баденской культуры и не встречалось в Польше на памятниках культуры воронковидных кубков.

Самым ярким свидетельством влияния баденской культуры стало погребение № 643. Оно представляет собой крупную могильную яму размером 4,9×1,8×0,45 метра. В этой яме находились останки молодого мужчины 18–20 лет, которого похоронили на правом боку с согнутыми коленями. Рядом с человеческим скелетом археологи обнаружили останки двух крупных рогатых животных – вероятно, тягловых животных. В могиле также лежал сосуд, характерный для культуры воронковидных кубков, двухконечное костяное острие, два кремневых артефакта, а также фрагменты посуды и кости животных.

В яме также присутствовали следы от разложившейся деревянной платформы, размер которой составлял 1,8×0,9 метра. Скорее всего, это остатки саней, в которые были запряжены животные. По данным ученых, это первое совместное захоронение человека и крупных рогатых животных, обнаруженное на ареале культуры воронковидных кубков. Это также согласуется с влиянием баденского погребального обряда. Погребение относится примерно к 3346–3104 годам до нашей эры.

Ранее на N + 1 рассказывали, что археологи обнаружили в Польше покрытое дегтем составное орудие. Оно представляет собой древко, к которому прикреплено костяное острие. Возможно, с его помощью около десяти тысяч лет назад древние люди охотились на птиц или добивали попавших в ловушки пушных зверей.

Археологи-любители обнаружили в Польше богатый клад позднего бронзового века