В Польше нашли покрытое дегтем составное орудие возрастом десять тысяч лет

Оно сохранилось благодаря консервирующим свойствам болота

Археологи представили результаты исследования составного орудия эпохи мезолита, обнаруженного в Польше. Оно представляет собой покрытое березовым дегтем сосновое древко, к которому привязано костяное острие. Возможно, около десяти тысяч лет назад артефакт был деталью оружия, с помощью которого древние люди охотились на птиц или добивали попавших в ловушки пушных зверей. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Antiquity.

Начало голоцена сопровождалось глобальным потеплением и изменением окружающей среды, что вынудило древних охотников-собирателей приспосабливаться к новым условиям. В Европе это время обычно называют эпохой мезолита. Большое значение в этот период продолжала занимать охота, но изменился ее характер, поскольку многие крупные млекопитающие начали исчезать или же их ареал резко сократился. Поэтому также широко распространилось рыболовство и более интенсивное собирательство, например, съедобных моллюсков.

В 2003 году в Польше обнаружили богатый археологический памятник раннего мезолита, получивший название Кшиж-Велькопольски-7 в честь одноименного города. Благодаря консервирующим свойствам торфяного болота на этом объекте нашли большое количество изделий, сделанных из органических материалов. Судя по находкам, стоянки связаны с носителями коморницкой культуры / Дювензее, а также представителями культуры Маглемозе.

Археологи обнаружили здесь останки различных животных, включая туров, лошадей, оленей, птиц, черепах, рыб и многих других. Коллекция кремневых артефактов из этого памятника насчитывает более десяти тысяч предметов. Кроме того, здесь нашли многочисленные свидетельства изготовления тесел из оленьих рогов и костей, а также древнее искусство, указывающее на значимость лося для местных обитателей. Радиоуглеродный анализ показал, что люди присутствовали на этих стоянках около 11050–9700 и 10150–9000 лет назад.

Группа ученых из Германии, Польши и Франции во главе с Яцеком Кабациньским (Jacek Kabacinski) из Института археологии и этнологии Польской академии наук исследовала хорошо сохранившееся составное орудие, обнаруженное в 2013 году во время раскопок памятника Кшиж-Велькопольски-7. Оно представляет собой покрытое черным веществом древко, к которому прикреплен длинный костяной наконечник. Длина сохранившегося орудия составляет 131 миллиметр, а максимальная ширина — 14,5 миллиметра.

Ассиметрично насаженное на древко острие составляет в длину примерно 30–35 миллиметров, его максимальная ширина достигает десяти миллиметров, а максимальная толщина — семи миллиметров. Рентгеновский анализ орудия показал, что костяная деталь была привязана к древку в двух местах с помощью волокон, изготовленных из луба. Кроме того, исследование поверхности острия показало, что предметом пользовались несколько раз, после чего сломалось древко.

Микроскопический анализ указывает на то, что для изготовления древка использовалась сосна — скорей всего, это сосна обыкновенная (Pinus silvestris). С помощью газовой хроматографии — масс-спектрометрии ученые решили выяснить, каким веществом покрыто примерно две третьих орудия. Оказалось, что оно представляет собой березовый деготь. Ускорительная масс-спектрометрия этого вещества показала, что его радиоуглеродный возраст составляет 8930 ± 50 лет. По калибровочной кривой IntCal20 это соответствует календарному возрасту 9898–10220 лет.

По мнению археологов, артефакт использовался в качестве несъемного наконечника какого-то оружия. При этом его точное функциональное назначение им определить не удалось. Ученые отметили, что вряд ли оно предназначалось для глубокого проникновения в тело животного, а также для рыбной ловли. При этом орудие могло подойти для охоты на птиц или для убийства мелких млекопитающих, пойманных в ловушку. В качестве примера археологи привели куниц, свидетельства охоты на которых присутствуют на памятнике Кшиж-Велькопольски-7.

Ранее на N + 1 рассказывали об изучении другого археологического памятника эпохи мезолита. Так, неподалеку от Кракова повторно исследовали скальное убежище Брамка, использовавшееся охотниками-собирателями больше девяти тысяч лет назад. Возможно, люди приходили на эту стоянку, чтобы изготовить кремневые орудия.

Археологи-любители обнаружили в Польше богатый клад позднего бронзового века