Археологи переоткрыли в Польше скальное убежище охотников-собирателей эпохи мезолита

Польские археологи повторно исследовали скальное убежище, расположенное неподалеку от Кракова, которое впервые открыли еще в 1970-е годы. Оказалось, что большинство каменных орудий принадлежало охотникам-собирателям эпохи мезолита, которые приходили на стоянку более девяти тысяч лет назад. Кроме того, исследователи отметили, что на памятнике находились артефакты шести эпох — от среднего палеолита до современности. Результаты исследования опубликованы в журнале Quaternary International.

С началом голоцена, то есть около десяти тысяч лет назад, наступила эпоха мезолита. Это переходное время, когда изменялись природные условия и образ жизни людей, их инвентарь и хозяйство. В Северном полушарии в результате таяния ледникового массива и постепенного повышения температуры произошло изменение растительного и животного мира. Большое значение в жизни человека продолжала занимать охота, однако изменился ее характер — на стадных животных можно было охотиться только в северных регионах, в том числе поэтому получило развитие рыболовство и более интенсивное собирательство. Изменилась и каменная индустрия — появились орудия из мелких пластин или отщепов геометрической формы.

В эпоху раннего мезолита на территории Польши возникла коморницкая археологическая культура, древнейшие памятники которой относятся к VIII тысячелетию до нашей эры. Ее носители были охотниками-собирателями, для которых важное значение имело рыболовство. Большинство артефактов этой культуры представляют собой кремневые орудия – пластинки с усеченным концом или притупленным краем, широкие треугольники, короткие скребки, проколки и резцы.

Малгожата Кот (Malgorzata Kot) из Варшавского университета совместно с коллегами из Польши исследовала скальное убежище Брамка, расположенное неподалеку от Кракова. Археологи исследовали ранее неопубликованные материалы, обнаруженные в 1970–1973 годах, а также провели повторные раскопки памятника.

В ходе первых раскопок исследователи обнаружили здесь 1075 каменных орудий, 17 керамических черепков, 445 костей животных и несколько человеческих костей. Археологи отобрали для анализа 768 орудий из старой коллекции и отметили, что человеческие останки, обнаруженные в скальном убежище, были утеряны, как и большая часть коллекции костей животных. Рядом с раскопом 1970-х годов ученые заложили еще один, чтобы лучше изучить стратиграфию и отобрать образцы для датировки. Полевые исследования принесли еще 5971 каменный артефакт и 78 фрагментов керамики, а также древесный уголь, раковины моллюсков, кости и зубы животных.

Образцы почвы были датированы термолюминесцентным методом, а три кусочка древесного угля и единственная сохранившаяся плюсневая кость ребенка — методом ускорительной масс-спектрометрии. Результаты исследования показали, что эта стоянка использовалась по меньшей мере в шесть разных периодов. Древнейший каменный артефакт датирован средним палеолитом, то есть временем, когда на этих землях жили неандертальцы.

В лессовых отложениях содержались следы, относящиеся к финальному этапу верхнего палеолита (16,3±2,5–14,8±2,2 тысячи лет назад). Подавляющее большинство археологических находок относятся к раннему мезолиту, что ученые определили по характерным особенностям каменных орудий. Радиоуглеродная датировка показала, что эта стоянка использовалась около 9881–9541 года назад. Лишь несколько каменных артефактов не соответствуют мезолитической эпохе и относятся к более поздним временам. Один наконечник стрелы — к энеолиту, пять предметов из железа, пять кусочков стекла и семь фрагментов керамики – к более поздним временам, включая современность.

Археологи отметили, что в 1970-е годы на этом памятнике было обнаружено детское погребение, однако его описание содержится лишь в одной магистерской диссертации. В ней отмечено, что останки принадлежали ребенку, которому на момент смерти было не больше шести лет. В ходе недавних раскопок ученые обнаружили плюсневую кость двухлетнего ребенка. Радиоуглеродный анализ показал, что она относится к носителю лужицкой культуры позднего бронзового века, то есть к 925–816 годам до нашей эры.

Ученые заключили, что большое количество кремневых артефактов эпохи мезолита, которые были обнаружены на стоянке, отличают ее от других пещерных стоянок. Обычно археологи находили в Польше не более 100 предметов. Примечательно, что инструменты изготавливались из местного сырья. Возможно, люди использовали эту стоянку, когда ходили добывать кремень, а после останавливались в скальном убежище, чтобы изготовить орудия.

Ранее на N + 1 рассказывали о работе российских археологов на мезолитических памятниках. Так, ученые раскопали в окрестностях Мурома пять древних стоянок, на которых нашли более 20 тысяч каменных орудий и фаунистических остатков. Кроме того, археологи датировали эпохой мезолита сидячее погребение, обнаруженное под Барнаулом.