Российские археологи раскопали под Муромом мезолитические стоянки

Российские археологи провели охранно-спасательные работы на пяти памятниках эпохи мезолита, расположенных недалеко от Мурома. В общей сложности ученым удалось найти более 20 тысяч каменных орудий и фаунистических остатков, а также следы жилища возрастом около десяти тысяч лет. По мнению ученых, эти стоянки сезонно использовались древними охотниками и рыболовами для добычи ресурсов. О результатах раскопок сообщается в пресс-релизе Института археологии РАН.

На территории Волго-Окского междуречья в VIII–VI тысячелетиях до нашей эры получила распространение бутовская археологическая культура. Для нее характерна кремневая индустрия с хорошо развитой пластинчатой техникой. Среди орудий наиболее широко представлены резцы с необработанной площадкой, а также округлые скребки. Рубящие орудия характеризуются овальной формой лезвия, которое получалось благодаря двусторонней обработке.

Хозяйство представителей бутовской культуры базировалось на охоте с помощью лука и стрел, которые были заимствованы у населения кундской культуры, а также на рыболовстве и собирательстве. По всей видимости, они вели бродячий образ жизни, хотя на некоторых памятниках сохранились остатки легких жилищ. Наиболее известные памятники этой культуры — это Бутово — 1, Лукино — 1, Елин Бор (средний слой). Бутовская культура прочно связана с позднепалеолитическими традициями как Деснинского, так и местного финального палеолита. В ее сложении сыграли значительную роль позднесвидерские и аренсбургские элементы.

Ученые из Института археологии РАН под руководством Константина Гаврилова (Konstantin Gavrilov) исследовали памятники эпохи мезолита, расположенные в районе реки Велетьма недалеко от Мурома. Еще в 1970–1980-х годах в этих местах археологи обнаружили целый ряд стоянок времен охотников-собирателей, неолита и бронзового века. Однако систематические раскопки здесь не проводились до того момента, пока участок не попал в зону строительства скоростной автомобильной дороги М12 — «Москва — Нижний Новгород — Казань».

Археологи изучили пять памятников (Малое Окулово — 10, 11, 19, 20 и Малоокуловская — 3), занимающих общую площадь более десяти тысяч квадратных метров. Раскопки показали, что территория была заселена еще в эпоху раннего мезолита, то есть около десяти тысяч лет назад, когда ледник отступил из этих мест и вымерла мегафауна.

Памятники Малоокуловская — 3 и Малое Окулово — 11, 19, по мнению исследователей, сохранили свидетельства разновременных поселений каменного века. Вероятно, древние охотники и рыбаки использовали эти места в качестве сезонных стоянок. Изученные памятники примечательны хорошей сохранностью органических материалов. Большое количество фаунистических материалов позволит провести радиоуглеродную датировку, а также восстановить видовой состав животных и рыб, на которых охотились люди.

На стоянке Малоокуловская — 3 археологи нашли следы большого жилища. Большая часть артефактов располагалась в виде круглого скопления, на краю которого располагался очаг. Под скоплением каменных орудий и костей животных и рыб находились две ямы искусственного происхождения. На всех памятниках было раскопано большое количество расщепленных камней, в том числе наконечников стрел, проколок, скребков и фрагментов топоров. В общей сложности ученым удалось обнаружить более 20 тысяч каменных орудий и фаунистических материалов, относящихся к раннему этапу бутовской культуры. Кроме того, археологи нашли свидетельства краткосрочного пребывания здесь представителей более поздних культур бронзового века — фатьяновской и поздняковской.

Ранее на N + 1 рассказывали о других недавних археологических открытиях, сделанных на территории России. Так, исследователи обнаружили в мужском погребении медно-каменного века под Петрозаводском 140 янтарных украшений, а в Южном Зауралье нашли 17 младенческих захоронений бронзового века.

Биоархеологи выяснили рацион людей из скифской «Долины царей»