Сидячее погребение под Барнаулом датировали эпохой мезолита

Археологи выяснили с помощью радиоуглеродного анализа возраст древних погребений из трех могильников в пригороде Барнаула, которые предположительно связывались с большемысской энеолитической культурой. Оказалось, что большинство из них относится к более раннему времени — эпохе неолита (VI — начало IV тысячелетия до нашей эры), а одно захоронение мужчины в сидячем положении, по всей видимости, было сделано около девяти тысяч лет назад, то есть в эпоху мезолита. Результаты исследования представлены в журнале Археология, этнография и антропология Евразии.

В лесостепной зоне Алтая в эпоху энеолита распространилась большемысская археологическая культура, которая названа по одноименному могильнику, расположенному неподалеку от Бийска. Большая часть памятников этой культуры относится к IV–III тысячелетию до нашей эры. Одной из особенностей большемысской культуры служат находки шлифованных ножей с прямым вогнутым лезвием, а также комбинированные орудия — сверла-пилки. Погребальный обряд характеризуется достаточным однообразием. В основном людей хоронили в грунтовых могильниках поодиночке в положении лежа на спине. Умерших сопровождал инвентарь, представленный большим количеством украшений, в том числе подвесками и бусами из клыков животных.

В окрестностях Барнаула в долине реки Обь расположен Фирсовский археологический микрорайон, где первые исследования начались еще в начале XX века. Однако масштабные систематические работы здесь развернулись лишь в конце 1980-х годов из-за начала строительства нового моста через Обь. Микрорайон занимает остепненный участок с благоприятными для присваивающего и производящего хозяйства условиями. Здесь зафиксировано более 20 разновременных памятников (главным образом грунтовых могильников), датированных эпохой от неолита до Средневековья.

Кирилл Кирюшин (Kirill Kiryushin) из Алтайского государственного университета совместно с российскими учеными представил результаты радиоуглеродного датирования ранних погребений, которые были обнаружены в Фирсовском археологическом микрорайоне в пригороде Барнаула. Археологи сосредоточили свое внимание на трех грунтовых могильниках Новоалтайск-Развилка, Фирсово—XI и Фирсово—XIV.

Из могильника Новоалтайск-Развилка ученые датировали неполный скелет юноши 15–16 лет, который был погребен в вытянутом положении на спине. При нем находились каменные и костяные артефакты, в том числе подвеска из барсучьего клыка, украшения из раковин моллюсков, каменное долото и орнаментированный игольник из птичьей кости. На памятнике Фирсово—XI археологи нашли восемь погребений, которые они предварительно отнесли к эпохе неолита, причем пять из них были одиночными, два — парными, одно — коллективное. Датировки были сделаны для четырех захоронений: богатое погребение мужчины 20–30 лет и женщины 18–20 лет; захоронение трех пожилых мужчин 45–65 лет; сидячее погребение мужчины 35–45 лет; захоронение мужчины 45–55 лет и женщины 40–50 лет. Из могильника Фирсово—XIV датировку получило погребение мужчины 55–60 лет, который был захоронен в скорченном положении на правом боку.

Ученые отметили, что в общей сложности они получили девять радиоуглеродных калиброванных датировок: две — жидкостно-сцинтилляционным методом, а семь — с использованием ускорительной масс-спектрометрии. Результаты исследования показали, что погребение из могильника Новоалтайск-Развилка относится к рубежу IV–III тысячелетий до нашей эры. Захоронения в могильниках Фирсово—XI и Фирсово—XIV были сделаны раньше. Для первого из них датировка укладывается в очень узкий интервал между 5710 и 5360 годами до нашей эры, то есть к эпохе раннего неолита. Для второго была получена более поздняя дата — конец V — начало IV тысячелетия до нашей эры, то есть эпоха развитого неолита.

Из всех погребений выбивается могила 18 памятника Фирсово—XI. Радиоуглеродная датировка показала, что захоронение было сделано около 9106±80 лет назад. Ученые предполагают, что это погребение действительно может относиться к финальному этапу мезолита или раннему неолиту. Более того, его выделяет также несколько других особенностей: сидячее положение погребенного — редкий случай для раннего голоцена, а также крайне большой размер черепной коробки, выделяющийся на фоне остальных останков взрослых людей с этого могильника.

Ранее на N + 1 рассказывали о других археологических исследованиях, проведенных на Алтае. Так, в Онгудайском районе Республики Алтай нашли самый крупный петроглиф региона — трехметровое наскальное изображение оленя. А в пазырыкском могильнике обнаружили погребение в каменном ящике и четыре черепа животных.

Жившего 8,5 тысячи лет назад африканца убили обожженной костью