Новгородцам XI века приглянулось катание на костяных коньках

Археолог Олег Олейников исследовал костяные коньки, обнаруженные в Великом Новгороде, и выяснил, что катание на них было популярно во второй половине XI — начале XIII века. В коллекции из 51 артефакта оказались коньки двух типов: с креплением и без него, поэтому способ передвижения на коньках отличался. Видимо, в первом случае люди отталкивались палками, а во втором — катались как на самокате. Результаты исследования опубликованы в журнале Российская археология.

До конца XIX — начала XX века в северных регионах Европы были распространены костяные коньки. Этот способ передвижения по льду или утрамбованному снегу известен человечеству с глубокой древности. Большинство исследователей полагают, что коньки появились еще в эпоху бронзы. Такие находки известны из ряда европейских стран, а также из Сибири, где их обнаружили на памятнике андроновской культуры.

По всей видимости, широкую популярность коньки получили в эпоху раннего Средневековья. Так, большинство находок приходятся на эпоху викингов (IX–XI века). Как правило, они представляют собой артефакты, изготовленные из берцовых или лучевых костей лошадей или крупного рогатого скота, у которых срезаны эпифизы и отшлифованы нижние стороны. Коньки с отверстиями закреплялись на ноге с помощью шнурков или ремней. В России также известны костяные коньки эпохи Средневековья, такие, как недавно найденные в Великом Новгороде.

Олег Олейников (Oleg Oleynikov) из Института археологии РАН исследовал коллекцию средневековых костяных артефактов с выровненной плантарной поверхностью, обнаруженную учеными в Великом Новгороде в 2008–2019 годах. Большинство археологов считает эти находки костяными коньками. Ученый отметил, что это подтверждает накопленный археологический материал, этнографические свидетельства и письменные источники XII века. В Великом Новгороде археологи нашли 51 подобный артефакт, аналоги которым известны как у прибалтийских, финских и североевропейских народов, так и в культурах эпохи бронзы и раннего железа.

Длина обнаруженных коньков варьируется от 17 до 39 сантиметров, причем часть маленьких артефактов (17–20 сантиметров), по всей видимости, принадлежала детям. Типологически эти коньки отличаются друг от друга. В первую очередь это касается наличия или отсутствия креплений. Все коньки из Великого Новгорода были изготовлены из трубчатых костей лошадей (n = 43) или крупного рогатого скота (n = 8). По мнению археолога, коллекция указывает на то, что катание на коньках из кости было особенно популярно в Новгороде во второй половине XI — начале XIII века, так как к этому времени относится 94 процента находок.

Археолог отметил, что передвигаться на коньках с креплениями и без них можно было разными способами. В первом случае — это одновременный бесшажный ход, когда человек отталкивался ото льда с помощью одной или двух палок с заостренными или железными наконечниками. Изображения такого стиля езды, в частности, содержатся в трудах средневекового шведского ученого Олауса Магнуса (Olaus Magnus). Однако без креплений, по мнению исследователя, таким способом передвигаться крайне сложно, поэтому он выдвинул гипотезу, что в таком случае использовался лишь один конек. Человек мог одной ногой прижимать его ко льду, а другой отталкиваться, то есть передвигаться как на самокате. Кроме того, ученый предположил, что во время коллективных забав люди могли кататься «на буксире», но свидетельств этому нет.

Ранее на N + 1 рассказывали о других результатах раскопок в Великом Новгороде. Так, российские археологи обнаружили фундамент храма Бориса и Глеба XII века, а также нашли средневековый Немецкий двор.

У берегов Аляски обнаружили 3000-летнюю циновку