Ранние неандертальцы разделали пещерных и бурых медведей

Останки животных со следами от орудий нашли во Франции

Французские ученые изучили останки животных из археологического памятника Пейр и обнаружили среди них кости пещерных и бурых медведей, на которых видны следы от каменных орудий. Самые древние из находок датируются временем около 300–250 тысяч лет назад, когда на этой стоянке, по-видимому, обитали ранние неандертальцы. Статья опубликована в журнале Quaternary Science Reviews.

Основной добычей европейских неандертальцев и их предшественников — людей гейдельбергских — выступали различные копытные животные: первобытные быки, бизоны, лошади, козлы, бараны, антилопы и прочие. Но иногда они охотились и на более опасных животных. Например, известны примеры, когда неандертальцы добывали и разделывали огромных прямобивневых слонов, масса которых могла достигать 13 тонн. Кроме того, регулярно появляются свидетельства охоты на плотоядных животных.

Так, недавно в Германии обнаружили останки льва, которого неандертальцы убили деревянным копьем, а в Испании нашли кость гиены, с которой архаичные люди сняли шкуру. Из некоторых археологических памятников известны также останки древних медведей, которых, по-видимому, убили люди. Например, в немецком местонахождении Шёнинген археологи обнаружили плюсневую кость медведя, с которого больше 300 тысяч лет назад люди гейдельбергские сняли шкуру.

Николя Латуэр (Nicolas Latuer) из археологической службы департамента Ардеш совместно с французскими коллегами представил результаты исследования материалов из археологического памятника Пейр. Он представляет собой небольшую пещеру, расположенную на юго-востоке Франции. Исследователи обнаружили в ней свидетельства неоднократного посещения архаичными людьми, самые ранние из которых относятся ко времени около 300–250 тысяч лет назад.

Ученые сосредоточили свое внимание на медвежьих останках из этой пещеры, раскопанных в 1990–2002 годах. В общей сложности они выявили больше 1300 костей и зубов, которые принадлежали нескольким десяткам различных особей. Причем на этом памятнике присутствовали как кости пещерных (Ursus spelaeus), так и бурых (U. arctos) медведей. На 12 из них исследователи выявили следы, сделанные людьми. Судя по расположению порезов на различных костях, исследователи пришли к выводу, что ранние неандертальцы, обитавшие на этой стоянке, добывали этих животных не только ради пищи, но для того, чтобы снять с них шкуру. По данным исследователей, это один из древнейших примеров такого поведения, выявленных в Западной Европе.

Древние обитатели России также охотились на медведей. Например, археологи нашли в пещере Иманай череп малого пещерного медведя, которого, по-видимому, около 35 тысяч лет назад убили с помощью копья.

Черная смола из гробницы царского казначея Рамсеса II оказалась битумом