Уральские археологи обнаружили первый случай древней охоты на малого пещерного медведя

Уральские археологи обнаружили в пещере Иманай в Республике Башкортостан череп малого пещерного медведя, жившего 35 тысяч лет назад. На теменной части черепа оказалось искусственное отверстие, нанесенное, по-видимому, человеком при помощи копья с бифасиальным наконечником. Это первое прямое свидетельство охоты палеолитического человека на малого пещерного медведя. Статья опубликована в журнале Вестник археологии, антропологии и этнографии.

Пещера Иманай – это палеолитический памятник, расположенный на Южном Урале в междуречье рек Белая и Нигуш, открытый в 2009 году. Это пещера туннельного типа, где ход длиной 70 метров заканчивается дальним залом, в котором обнаружены многочисленные фрагменты костей животных. В первом культурном горизонте здесь также обнаружили несколько сотен изделий из камня и кости, которые российские археологи отнесли к мустьерской эпохе. Памятник в целом имеет многочисленные аналогии, например, стоянку Ильская–1 на Северном Кавказе или верхние слои грота Киик-Коба в Крыму. Некалиброванные датировки объекта отнесли его к интервалу между 26 и 42 тысячами лет назад.

Многие фрагменты костей на этой стоянке принадлежат малым пещерным медведям (Ursus ex. gr. savini-rossicus), которые населяли территорию Северной Евразии в позднем плейстоцене (250–10 тысяч лет назад). Эта находка сделала пещеру Иманай самым большим скоплением останков этого вида. До сих пор не было четких свидетельств, что человек в эпоху палеолита мог охотиться на малых пещерных медведей. Вообще известен лишь один бесспорный пример, когда люди этой эпохи убили пещерного медведя (Ursus spelaecus). Скорее всего, человек опасался вступать в открытый бой с таким опасным животным и мог лишь разделывать туши уже погибших медведей.

Дмитрий Гимранов (Dmitry Gimranov) совместно с коллегами из Уральского отделения РАН исследовал череп малого пещерного медведя древностью 35 тысяч лет, который обнаружили в пещере Иманай во время археологических работ 2015–2016 годов на территории современной республики Башкортостан. Ученых заинтересовало, что на черепе имеются следы повреждения искусственного характера.

Археологи обнаружили в пещере более 10 тысяч фрагментов костей животных, в том числе много костей пещерного медведя и пещерного льва. В отложениях пещеры во всех горизонтах также найдены артефакты палеолитического облика, при этом ни на одной кости не обнаружено следов разделывания или другой деятельности человека. Лишь на одном черепе пещерного медведя в теменной части ученые нашли искусственное отверстие 38,7 × 12,8 миллиметра.

Морфологические данные указали исследователям, что череп действительно принадлежал малому пещерному медведю, возраст которого на момент гибели составлял 9–10 лет. Особенности повреждения на черепе говорят о полученном очень сильном ударе твердым предметом. Авторы сообщили, что в научной литературе похожие признаки отмечались на костях животных, пробитых каменными и костяными наконечниками. По всей видимости, удар был нанесен бифасиальным остроконечником, используемым в качестве наконечника копья. Сила человека позволяла нанести достаточный удар с близкого расстояния, чтобы пробить такой череп.

Ученые заключили, что накопление и разрушение костей медведей и других животных происходило в пещере Иманай в результате действия естественных факторов. Однако череп с отверстием – это единственное свидетельство воздействия человека на животного, чьи кости нашли в отложениях пещеры. Отсутствие костей со следами разделки туш медведя и добычи костного мозга позволяет говорить о единичности такой охоты. Тем самым, это первое в мире прямое свидетельство охоты палеолитического человека на малого пещерного медведя.

Ранее на N + 1 мы рассказывали о других археологических открытиях эпохи верхнего палеолита, сделанных на территории современной России. Так, ученые нашли на палеолитической стоянке в Брянской области священное место людей, живших 23 тысячи лет назад, а специалисты из Южно-Уральской археологической экспедиции МГУ обнаружили в Каповой пещере на реке Белой древнее наскальное изображение верблюда.

В Норвегии вытаяла из-подо льда 4000-летняя стрела