Людей гейдельбергских заподозрили в убийстве медведя ради шкуры

На это указали надрезки на одной из костей из местонахождения Шёнинген

Археологи и палеозоологи из Германии и Нидерландов исследовали фаунистические остатки, обнаруженные в древнейших слоях известного нижнепалеолитического местонахождения Шёнинген (Нижняя Саксония). В результате этой работы они нашли плюсневую кость медведя со следами, оставленными каменными орудиями. Как сообщается в статье из Journal of Human Evolution, больше 300 тысяч лет назад люди гейдельбергские могли добыть это крупное животное на охоте и снять с него шкуру.

В эпоху плейстоцена древние люди, поселившиеся в Европе, неизбежно соседствовали с медведями, с которыми порой они делили одни и те же убежища. В качестве примера можно привести польскую пещеру Бишник, в которой в течение длительного времени зимовали пещерные медведи (Ursus spelaeus), устраивали логова пещерные гиены (Crocuta crocuta spelaea), а также останавливались неандертальцы (Homo neanderthalensis). Некоторые исследователи с давних пор даже предполагали, что у этих архаичных людей мог быть медвежий культ — однако это сложный и дискуссионный вопрос.

Вместе с тем не вызывает сомнений, что уже в каменном веке люди охотились на бурых (U. arctos) и пещерных медведей. Например, в немецкой пещере Холе-Фельс археологи обнаружили на костях этих животных следы порезов и ударов. Более того, в одном из медвежьих позвонков даже находился застрявший фрагмент кремневого орудия. Правда, этим находкам около 29 тысяч лет, то есть они относятся ко временам, когда в Европе жили люди современного анатомического типа — носители граветтской культуры.

Однако существуют и свидетельства охоты на медведей, относящиеся к среднему палеолиту и даже к нижнему, причем следы на костях свидетельствуют в пользу того, что неандертальцы и люди гейдельбергские (H. heidelbergensis) могли убивать медведей не только для мяса, но и ради шкур. Такие материалы, в частности, происходят из открытых местонахождений Бильцингслебен (Германия, возраст около 400 тысяч лет), Боксгроув (Великобритания, около 500 тысяч лет) и Изерния-Ла-Пинета (Италия, около 600 тысяч лет).

Поиски следов взаимодействия между древними людьми и медведями продолжаются. На этот раз археологи и палеозоологи из Германии и Нидерландов во главе с Иво Верхейеном (Ivo Verheijen) из Тюбингенского университета обратили свой взор на материалы, обнаруженные в местонахождении Шёнинген, которое находится в Нижней Саксонии. Оно представляет собой комплекс стоянок под открытым небом, относящихся к нижнему палеолиту.

Свою всемирную известность этот комплекс получил благодаря уникальной сохранности органических материалов. В первую очередь речь, конечно, идет о деревянных метательных копьях и заостренной с двух концов метательной палке. Кроме того, здесь нашли каменные и костяные орудия, а также многочисленные фаунистические остатки — добычу людей гейдельбергских (в широком смысле этого понятия). С помощью термолюминесцентного датирования ученые установили максимальный возраст этих находок — 321 ± 16 тысяч лет. Метод урановых серий указал на приблизительный возраст около 300 тысяч лет, что вместе с данными биостратиграфии позволило отнести местонахождение Шёнинген к морской изотопной стадии 9 (около 334–301 тысячи лет назад).

В новой работе ученые изучили остатки крупных млекопитающих, найденные на двух участках (12 B и 12 II-1) комплекса Шёнинген. Исследование 973 находок показало, что 34 окаменелости относятся к роду медведей (Ursus). Один первый моляр (коренной зуб), похоже, принадлежал гималайскому медведю (U. tibetanus), который сегодня водится в Азии, но в эпоху плейстоцена обитал и в Европе. Все остальные находки, видимо, принадлежали более крупному медведю Денингера или пещерному медведю (U. deningeri / spelaeus), хотя некоторые из них удалось идентифицировать только на уровне рода. Все обнаруженные кости посткраниального скелета принадлежали взрослым особям. Лишь пара зубов — юным. Причем на них нет следов дробления — признаков того, что древние люди пытались добыть костный мозг. Зато некоторые из этих остатков побывали в зубах у хищников и даже в их пищеварительном тракте.

Однако на второй правой плюсневой кости медведя, найденной рядом с каменными артефактами, исследователи обнаружили надрезки, сделанные орудиями. Возможные порезы присутствуют и на третьей пястной кости, которую оказалось трудно изучить из-за того, что она обработана консервирующим лаком. Кроме того, ученые исследовали фрагмент длинной кости, на котором ранее были замечены следы от орудий. Анализ белков с помощью ZooMS подтвердил, что кость принадлежала медведю, однако происхождение следов на ней вряд ли связано с деятельностью человека.

По мнению исследователей, обнаруженные медвежьи остатки на комплексе стоянок Шёнинген свидетельствуют об охоте древних людей на этих крупных всеядных животных. Характер надрезок, по крайней мере, на одной из костей указывает на то, что с убитого медведя, видимо, аккуратно сняли шкуру. Современные данные показывают, что это нужно делать в течение одного часа — суток (в зависимости от климатических условий) после его смерти. Поэтому они сомневаются в версии, что животное умерло по естественным причинам, после чего древние люди разделали его. В пользу того, что с медведя сняли шкуру, по данным ученых, также свидетельствует тот факт, что на стоянке отсутствуют богатые мясом остатки туши.

Возможно, медвежьи шкуры позволяли людям гейдельбергским лучше справляться с нелегкими климатическими условиями, поскольку из них могли изготавливать простую одежду или устраивать спальное место. В заключение исследователи также отметили, что на стоянках Шёнинген найдены подходящие для обработки шкур орудия, кроме того, здесь были доступны дубящие вещества. Хотя последнее вовсе не означает, что больше 300 тысяч лет назад люди знали, как их применять.

Ранее на N + 1 рассказывали, что уральские археологи обнаружили в пещере Иманай череп малого пещерного медведя, жившего около 35 тысяч лет назад. На нем ученые заметили отверстие, сделанное с помощью копья. По мнению исследователей, это первое прямое свидетельство охоты палеолитического человека на малого пещерного медведя.

Первых кроманьонцев заподозрили в охоте на хищников ради меха и материалов для украшений