Самцы бонобо оказались агрессивнее самцов шимпанзе

Они чаще атаковали других самцов, но не самок

Зоологи из США и Франции проанализировали наблюдения за самцами бонобо в Демократической Республике Конго и за самцами шимпанзе в Танзании и обнаружили, что бонобо не так миролюбивы, как считалось ранее. Хотя самцы бонобо реже проявляли агрессию по отношению к самкам, стычки друг с другом у них случались чаще, чем у самцов шимпанзе. Однако их агрессия была не такой интенсивной, как у шимпанзе, и они почти не формировали коалиций. Исследование опубликовано в Current Biology.

Бонобо (Pan paniscus), которых иногда называют карликовыми шимпанзе, выделили в отдельный вид лишь в прошлом веке, а до этого считали подвидом обыкновенного шимпанзе (Pan troglodytes). Несмотря на близкое родство, поведение двух видов различается: шимпанзе довольно агрессивны и территориальны, принуждают самок к спариванию и нередко убивают детенышей и взрослых особей во время стычек, особенно когда дело касается членов других групп. Бонобо, напротив, считаются менее агрессивными — конфликты они решают полюбовно, а случаев внутривидовых убийств у этого вида зафиксировано не было. Однако сравнительных полевых поведенческих исследований шимпанзе и бонобо проводилось мало.

Такое исследование провели Мод Мужино (Maud Mouginot) из Университета Тулузы Капитолий и ее коллеги из США. Чтобы сравнить агрессивное поведение самцов двух видов, ученые проанализировали наблюдения за двумя группами шимпанзе в национальном парке Гомбе в Танзании, проводившиеся с 2006 по 2009 год, и наблюдения за тремя группами бонобо в заповеднике Колопори в Демократической Республике Конго, проводившиеся с 2019 по 2021 год. Фокусными самцами стали 14 шимпанзе и 12 бонобо старше 12 лет — в этом возрасте эти приматы уже не зависят от родителей и могут размножаться.

Ученые подсчитали количество агрессивных диадных взаимодействий (среди них были как атаки и погони, так и контактная агрессия) между фокусными самцами и другими самцами и самками во всех группах — у шимпанзе за 7309 часов наблюдений их насчиталось 654, а у бонобо — 541 за 2047 часов. То есть бонобо вступали в агрессивные взаимодействия примерно в три раза чаще, чем шимпанзе. Среди бонобо агрессивные действия чаще всего совершали самцы по отношению к другим самцам (81,2 процента всех случаев), реже на самцов нападали самки (15,7 процента случаев) и крайне редко самцы атаковали самок (3,1 процента случаев). Между самцами шимпанзе агрессивные взаимодействия происходили реже (65,7 процента случаев), кроме того, самцы шимпанзе чаще нападали на самок (32,3 процента случаев). Самки же атаковали самцов очень редко — в 1,8 процента случаев.

Также самцы шимпанзе чаще (в 54 случаях из 407) формировали коалиции и проявляли коалиционную агрессию по отношению к другим самцам и самкам. В одной из групп шимпанзе было всего два самца, но и они иногда объединялись друг с другом и вместе нападали на самок. В группах бонобо подобное наблюдалось всего дважды. Авторы также оценили частоту спариваний самцов — и среди шимпанзе, и среди бонобо более агрессивные самцы чаще спаривались с самками.

Полученные результаты контрастируют с предыдущими данными о том, что шимпанзе гораздо более агрессивны, чем бонобо. В то же время, самцы бонобо, в отличие от шимпанзе, агрессии по отношению к самкам почти не проявляют, а их агрессивные действия, направленные на других самцов, судя по всему, менее интенсивны, чем у шимпанзе. Более интенсивная агрессия и формирования коалиций у самцов шимпанзе указывают на то, что потенциальные затраты на агрессивные действия у этого вида выше — возможно, именно по этой причине самцы шимпанзе реже, чем бонобо лезут в драки.

Кроме того, большая агрессивность самцов бонобо отношению друг к другу может объясняться тем, что социальная иерархия у них более деспотична, чем у шимпанзе, а более агрессивные самцы пользуются большим успехом у самок. И пока репродуктивный успех самцов шимпанзе зависит от коалиций, которые они формируют, бонобо, судя по всему, придерживаются более индивидуалистических репродуктивных стратегий.

Будущие исследования, по мнению авторов, могут быть направлены на то, чтобы выяснить, как часто представители обоих видов прибегают к двум разным видам агрессии — проактивной (спланированные нападения на сородичей) и реактивной (защитная агрессия для устранения угрозы).

Недавно ученые, наблюдающие за бонобо в ЛуиКотале (Демократическая Республика Конго), стали свидетелями редкого случая орудийной деятельности у этого вида: самка бонобо уронила в ручей пустой плод колы, а некоторое время спустя, заметив, что он наполнился водой, достала его и выпила остатки воды. Хотя обезьяна вряд ли планировала использовать плод в качестве чашки, ученые все равно отнесли это поведение к использованию инструментов. У бонобо, в отличие от шимпанзе, подобное наблюдается крайне редко.

Бабочки оказались самыми упоминаемыми в хайку членистоногими