Самка бонобо попила воду из пустого стручка колы

Это редкий случай использования инструментов дикими бонобо

Зоологи из Германии стали свидетелями редкого случая использования инструментов дикой самкой бонобо: она достала упавший в ручей пустой плод колы и попила из него. Наблюдение описано в журнале Primates.

Обыкновенные шимпанзе (Pan troglodytes) очень часто используют орудия: они добывают термитов с помощью веток и травинок, раскалывают орехи камнями, охотятся на других животных с помощью заостренных палок и добывают воду с помощью губок из листьев или мха. В то же время их родственники бонобо (Pan paniscus), которых иногда называют карликовыми шимпанзе, используют орудия в основном в неволе (в том числе для добывания пищи или воды), а в дикой природе такого поведения практически не демонстрируют. В тех редких случаях, когда ученым удавалось наблюдать орудийную деятельность бонобо в естественной среде, она обычно не была связана с кормлением или охотой.

Новый случай использования орудий дикими бонобо описали зоологи из Института поведения животных Общества Макса Планка под руководством Готфрида Хоманна (Gottfried Hohmann). Они наблюдали, как самка бонобо в ЛуиКотале (LuiKotale) взяла пустой плод растения Cola chlamydanthy, который упал в ручей, и попила из него воду. Обычно бонобо пьют воду, не используя даже рук — они наклоняются к поверхности ручья или лужи и всасывают воду ртом. Лишь однажды ученые заметили, как два бонобо в Ломако делали губки из мха, чтобы пропитать их водой и затем выпить ее.

В январе 2022 года исследователи с раннего утра наблюдали за группой бонобо в ЛуиКотале: обезьяны перемещались по лесу и собирали разные плоды. Когда группа остановилась передохнуть у ручья, самка по имени Ума ела семена колы. В какой-то момент она, по всей видимости, наелась, и выбросила пустую листовку — она упала в ручей, раскрылась и наполнилась водой. Спустя две минуты Ума снова взяла эту листовку в руку, поднесла ее ко рту и выпила остатки воды — все, что не расплескалось. После этого обезьяна выбросила листовку и вытерла рот рукой.

Хотя Ума, судя по всему, не зачерпывала воду листовкой намерено, исследователи отнесли это поведение к использованию инструментов. Ранее нечто подобное наблюдали у бонобо в неволе: тогда обезьяны черпали воду стручком красного перца. Поскольку новое поведение продемонстрировала лишь одна самка и только однажды, его еще рано включать в репертуар орудийной деятельности бонобо. Ко всему прочему, у бонобо в ЛуиКотале нет проблем с доступом к воде и необходимости в том, чтобы изобретать какие-то инновации для ее добычи. И в этом случае бонобо очевидно попила из листовки просто так — потому что увидела такую возможность, а не потому, что не могла попить другим способом. Однако в других, более жарких, открытых и засушливых районах у обезьян может возникнуть потребность получать необходимые ресурсы с помощью инструментов — так, шимпанзе не только используют губки из мха и листьев, чтобы добывать воду из труднодоступных мест, но и роют колодцы для доступа к пресной воде в саваннах и лесах.

А чтобы узнать, как еще разные животные используют инструменты, можно пройти наш тест — и заодно проверить себя.

Цыплята помогли решить задачу Молинью