Это первый случай межобщинного убийства среди шимпанзе саванн
Ученые из Германии и Швейцарии впервые увидели, как самцы саванных шимпанзе долины Исса покалечили и убили сородича: это был детеныш не из их общины. Шимпанзе кастрировали младенца, закусали его до смерти и еще какое-то время носили и щупали его труп, но есть не стали. Ученые следовали за группой несколько часов, а когда шимпанзе ушли, они подобрали, сфотографировали и закопали тело. Хронологию нападения ученые подробно описали в журнале Primates.
Для шимпанзе (Pan troglodytes) характерна враждебность по отношению к сородичам, особенно — к членам других общин. Чаще всего агрессорами выступают взрослые самцы шимпанзе — они нападают на других взрослых самцов или детенышей, и нередко убивают и съедают жертв. Межобщинная агрессия, вероятно, позволяет атакующей группе расширить свой ареал, а еще — как следствие — увеличить приспособленность самок своей группы и вероятность привлечения в группу новых самок, и в итоге — свои шансы на репродуктивный успех. А детоубийство может увеличивать шансы самцов в дальнейшем спариться с самкой, потерявшей детеныша, однако это лишь предположение — частоту таких спариваний пока не подсчитывали.
И хотя межобщинные убийства встречаются у шимпанзе очень часто, до сих пор их наблюдали только в лесных сообществах шимпанзе. В саваннах, где среда более засушливая, открытая и мозаичная, таких случаев не фиксировали. Ученые связывают это с тем, что общины саванных шимпанзе более изолированы друг от друга и плотность населения в целом ниже, из-за чего у них нет такой потребности делить территорию.
Но в июне 2020 года Рианна Драммонд-Кларк (Rhianna C. Drummond-Clarke) из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка и ее коллеги наблюдали первый случай межобщинной летальной агрессии в сообществе шимпанзе, живущих в мозаичной среде саванны в долине Исса на западе Танзании: самцы шимпанзе напали на двухлетнего детеныша — тоже самца. Рано утром 4 июня исследователи прибыли к месту гнездования восьми самцов — четырех взрослых и четырех подростков. Некоторое время группа собирала плоды с кордий и фикусов, а затем покинула деревья и пошла на север — к периферии своего домашнего ареала. Ученые следовали за ними. Вскоре шимпанзе встретили неопознанную взрослую самку с детенышем; пять самцов в это время находились на дереве, двое — на земле, а еще один подросток отставал от группы. Обезьяны начали ухать и кричать. Те, кто был на дереве, резко спустились вниз, и тогда исследователи услышали крики детеныша. Примерно через 20 минут один из самцов по имени WA залез на ближайшее дерево, в руках у него был детеныш 2–3 лет, его руку WA держал во рту.
Почти сразу к WA присоединились самцы SAM, SA, IM и DH, а чуть ниже на дереве была мать детеныша. SA и WA укусили детеныша и затем SA откусил ему мошонку и пенис. Детеныш все это время кричал, кричала и его мать, которая пыталась отнять его у самцов, но самцы не позволяли ей это сделать. Затем WA забрался повыше, продолжая держать руку маленького шимпанзе во рту, и к нему присоединились SA, SAM, IM и KIT. Вместе они снова стали нападать на детеныша, кусать его за конечности, живот, область таза, горло и голову — какое-то время детеныш еще был в сознании. Самки не было видно, но ее крики доносились с земли. Самцы кусали младенца, но не жевали его плоть, и продолжали делать это, пока его конечности не обмякли — тогда исследователи решили, что детеныш мертв. Его мать забралась на соседнее дерево, затем спустилась с него и покинула территорию, продолжая издавать звуки.
Самцы кусали тело детеныша, дергали его за конечности и изучали еще около 15 минут. Затем труп упал с дерева на землю с высоты около восьми метров, KIT спустился за ним и снова поднял его на дерево. Там он соорудил гнездо и сел в него, продолжая держать тело детеныша. Другие самцы подходили и прикасались к трупу, но уже не кусали его. Вскоре группа двинулась с места, KIT тащил труп за собой. Перед ручьем они бросили тело и пошли дальше, но затем вернулись в компании еще двух самцов, которые в нападении не участвовали. Все шимпанзе бегали, ухали, улюлюкали и демонстрировали барабанный бой, а затем успокоились, еще раз осмотрели тело и ушли. Еще три часа исследователи шли за группой, которая все это время не уходила от места убийства дальше чем на 800 метров. Время от времени шимпанзе останавливались, чтобы поесть плоды с деревьев, заняться грумингом и отдохнуть. В конце концов ученые вернулись к трупу и осмотрели его раны: у детеныша были сломаны бедро и большеберцовая кость, проколоты горло и грудная клетка, на теле были рваные раны. Кроме откушенного пениса с мошонкой следов поедания тела исследователи не нашли.
Этот случай напоминает многочисленные случаи, описанные в лесных сообществах, но в саванне он — первый. Это опровергает гипотезу о том, что межобщинные убийства не происходят в открытой и засушливой местности или в условиях низкой плотности популяции. Вероятно, нехватка пищи в сухой сезон может провоцировать случаи межобщинной агрессии — особенно в районах, богатых пищей, расположенных на границах домашних ареалов разных общин (именно в такой ситуации произошло описанное нападение). Чтобы проверить, так ли это, необходимы дополнительные наблюдения: скорее всего, они позволят ученым выяснить, как часто случаются стычки между группами шимпанзе в долине Исса и зависят ли они от сезона и доступности пищи.
Еще одно необычное явление — кастрация детеныша: шимпанзе, нападающие на незрелых сородичей, иногда съедают их, но не кастрируют (это шимпанзе могут проделывать со взрослыми самцами). Кроме того, агрессоры обычно убегают после атаки или убийства, а здесь шимпанзе около трех часов находились неподалеку. В целом наблюдение подтверждает несколько гипотез, объясняющих летальную межобщинную агрессию у шимпанзе: во-первых, такая агрессия могла обеспечить шимпанзе возможность расширить свой ареал, поскольку все происходило на границе; во-вторых, нападавших было намного больше (а значит, они меньше рисковали); в-третьих, детеныш был хоть и маленьким, но самцом, и его кастрацию можно трактовать как попытку других шимпанзе снизить конкуренцию.
Очень редко шимпанзе убивают и сородичей из своей же общины — обычно это происходит в группах, где самцов больше самок и конкуренция высока. Такое произошло с изгнанным альфа-самцом по кличке Фудуко в заповеднике Фонголи на юго-востоке Сенегала: члены группы, к которой он ранее принадлежал, напали на него, убили и поели его мясо. А шимпанзе из заповедника Будонго в Уганде испугались детеныша-альбиноса, который родился у самки из этой же общины, — и убили его. Впрочем, такая участь могла настичь и младенца обычной расцветки.