Численность половины видов пчел в засушливых местообитаниях сократится к концу века

Снизится как разнообразие пчел, так и общая эффективность опыления

В засушливых местообитаниях к 2100 году может снизиться численность 46 процентов видов пчел, поскольку они слабо адаптированы к росту температур и засухам. Одновременно с этим численность 10 процентов засухоустойчивых видов будет расти. Это может сохранить общую численность опылителей, но сократит их биоразнообразие и эффективность опыления. Результаты 16 лет наблюдений за пчелами в Нью-Мексико опубликованы в журнале Nature.

В мире более 90 процентов дикорастущих растений и более 75 процентов сельскохозяйственных культур опыляются насекомыми, среди которых важную роль играют пчелы. В последние десятилетия их популяциям угрожает нерациональное применение пестицидов, загрязнение воздуха и утрата местообитаний, которая происходит из-за неустойчивого землепользования. Имеются свидетельства того, что опасность для опылителей представляет и изменение климата, но влияние этого фактора на них пока изучено в меньшей степени.

Ученые под руководством Мелани Казенел (Melanie Kazenel) из Университета Нью-Мексико исследовали воздействие засух и роста температуры на пчел. Для этого они в течение с 2002 по 2019 годы наблюдали за размерами тела, физиологической толерантностью и численностью особей 665 популяций 339 видов пчел в трех основных типах экосистем Нью-Мексико — пустынных кустарниках, пустынных лугах и равнинных пойменных лугах.

71 процент популяций продемонстрировал связь численности пчел с засушливостью (r2=0,8). С ростом числа и продолжительности засух свою численность увеличивали виды пчел, наиболее толерантные к таким условиям, а численность наименее приспособленных видов снижалась. В целом в более засушливые годы доминировали пчелы крупного размера: вероятно, им проще искать дефицитные цветочные ресурсы, потому что они способны летать на дальние расстояния.

Результаты моделирования указывают на то, что к 2100 году снизится численность до 46 процентов видов пчел, а вырастет численность не более чем у 10 процентов видов. Общая численность пчел может сохраниться, но разнообразие сообществ и эффективность опыления при этом неизбежно снизятся.

Недавно ученые обнаружили простой и эффективный способ помочь земляным пчелам. Они установили, что посадка диких цветов на границах сельскохозяйственных полей увеличивает плотность гнезд земляных пчел и их видовое разнообразие вдвое, причем этот эффект сохраняется несколько лет после посадки.

Москву уличили в усилении экстремальных конвективных явлений