Посадка диких цветов вдоль полей помогла гнездованию земляных пчел

Растений на полях было достаточно для пищи, но характеристики почвы не позволяли строить достаточно гнезд

Если посадить на границах сельскохозяйственных полей дикие цветы, то плотность гнезд земляных пчел и их видовое разнообразие могут увеличиться практически вдвое, причем этот эффект будет сохраняться еще несколько лет после посадки. К таким выводам пришли ученые, четыре года наблюдавшие за земляными пчелами на фермах северной Калифорнии. Результаты их исследования опубликованы в журнале Ecological Applications.

В мире более 90 процентов дикорастущих растений и более 75 процентов сельскохозяйственных культур опыляются насекомыми-опылителями. В последние десятилетия их популяциям угрожает неправильное применение пестицидов, загрязнение воздуха и неустойчивое землепользование, которое разрушает их местообитания. Восстановление таких местообитаний должно обеспечивать опылителям не только кормовые ресурсы, но и места для гнездования, особенности которого у разных насекомых пока изучены слабо.

Ученые под руководством Нила Вильямса (Neal Williams) из Калифорнийского университета в Дейвисе проверили, может ли посадка диких цветов вдоль сельскохозяйственных полей улучшить условия для гнездования земляных пчел. Для этого они в течение четырех лет наблюдали за плотностью гнезд и видовым разнообразием пчел на пяти фермах в северной Калифорнии. На каждой ферме были поля с границами, засеянными цветами, и контрольные участки без таких посадок. Сообщества пчел изучали с помощью ловушек, которые перехватывали вылетающих из гнезд насекомых.

Плотность гнезд (то есть число пчел на площадь поверхности почвы) на границах с цветочными посадками была выше на 44-123 процента (p = 0,04), а видовое разнообразие пчел — на 45-90 процентов (p = 0,0001), и положительный эффект сохранялся на протяжении всех четырех лет эксперимента. Также на участках с цветами была отмечена меньшая твердость почвы, менее выраженный микрорельеф и большая площадь растительного покрова. Авторы предположили, что посадки цветов способствовали гнездованию земляных пчел именно за счет изменения физических характеристик верхнего слоя почвы. Эти данные можно будет учесть при проектировании сельскохозяйственных угодий и включить в стратегии охраны видов-опылителей

Разнообразие растений не только помогает гнездованию пчел, но и в некоторой степени защищает почву от температурных колебаний, причем как в промежутке 30 минут, так и в годовом масштабе. Это происходит за счет повышения концентрации органического углерода в почве и увеличения площади листовой поверхности растений.

Дренажные каналы Юго-Восточной Азии оказались неучтенным источником углерода