За счет расширения верхних дыхательных путей
Клиническое испытание австралийских ученых показало, что селективный блокатор калиевого канала TASK 1/3, который увеличивает активность мышц-расширителей верхних дыхательных путей и уменьшает спазм глотки, снижает тяжесть обструктивного апноэ во время сна. Как сообщается в American Journal of Physiology — Heart and Circulatory Physiology, во время исследования участники получали препарат в виде назального спрея.
Под обструктивным апноэ во сне врачи понимают отсутствие дыхание во сне более 10 секунд. Оно связано с высоким риском серьезных неблагоприятных осложнений, однако последние исследования в области физиологии верхних дыхательных путей и нейробиологии показали потенциальные терапевтические мишени. Так, у людей с апноэ во сне обнаруживаются узкие или сплющенные верхние дыхательные пути, а у 70 процентов больных наблюдаются дополнительные функциональные факторы риска: низкий порог респираторного возбуждения или неэффективная реакция мышц, расширяющих верхние дыхательные пути. Поэтому считается, что апноэ во сне возникает при сочетании нарушенной анатомии глотки и неадекватной функции мышц-расширителей.
Одним из новых лечебных подходов апноэ во время сна выступает повышение чувствительности механорецепторов верхних дыхательных путей, которые опосредуют чувствительную к давлению рефлекторную активацию мышц-расширителей дыхательных путей. Недавно группа ученых провела доклинические исследования и исследования физиологии человека, чтобы изучить роль калиевых каналов TASK-1 и TASK-3 (TASK 1/3) и трех специфических антагонистов калиевых (K+) каналов, и выяснила, что местная блокада этих каналов при введении препарата через нос приводит к устойчивому улучшению проходимости верхних дыхательных путей в течение нескольких часов за счет повышения тонуса мышц-расширителей верхних дыхательных путей.
Теперь эта же группа под руководством Амаля Османа (Amal M. Osman) из Университета Флиндерса проверила эффективность назального спрея с ингибитором этих каналов в отношении симптомов и тяжести апноэ во сне. Всего в исследовании приняли участие десять человек, с которыми провели три ночных полисомнографических исследования сна с интервалом в одну неделю между посещениями. Непосредственно перед сном пациенты получали либо 160 микрограмм назального спрея лекарства, либо назальный спрей с плацебо (физиологический раствор), либо 160 микрограмм назального спрея лекарства вместе с подбородочным ремнем или ротовой лентой для обеспечения исключительно носового дыхания.
Участники исследования в основном страдали ожирением и тяжелой формой обструктивного апноэ во сне. Ученые обнаружили, что утренние показатели систолического и диастолического артериального давления были ниже при применении лекарственного спрея по сравнению с плацебо. Не сообщалось о каких-либо изменениях в качестве сна или функционировании на следующий день в зависимости от условия применения лекарства.
У семи из 10 участников исследования наблюдалось снижение индекса апноэ-гипопноэ, который отражает частоту эпизодов апноэ и гипопноэ во сне, при применении назального спрея с лекарственным препаратом. Аналогичные результаты были получены при анализе схожих индексов (p = 0,04). Кроме того, ученые зафиксировали, что после приема лечебного спрея участники проводили больше времени лежа на спине в течение ночи (p = 0,006). Все остальные параметры сна, такие как общее время сна, задержка начала сна, эффективность сна, индекс возбуждения и архитектура сна, не отличались между группами. Также у пациентов, применявших спрея с блокатором, значимо снижалась гипоксическая нагрузка во время сна на 28 процентов (p = 0,02).
Это небольшое клиническое испытание показывает достаточную эффективность и безопасность применения блокаторов каналов TASK 1/3 при обструктивном апноэ во сне. Дальнейшие исследования должны масштабировать этот результат, а кроме того, ученые надеются, что спрей может пригодиться для более безопасного проведения общей анестезии.
Апноэ может приводить к нарушениям сна. Возможно с этим также могут помочь физические нагрузки: австралийские и британские ученые выяснили, что средний и высокий уровень физической активности связаны со сниженным риском смерти у людей с нарушениями сна.
Однако модель пока не проверили в клинической практике
Канадские ученые разработали статистическую модель, которая способна предсказывать развитие раннего неонатального сепсиса. Обнаружение сигнатур экспрессии генов HSPH1, BORA, NCAPG2 и PRIM1 при рождении предсказало развитие сепсиса с чувствительностью и специфичностью 83 процента, говорится в исследовании, опубликованом в журнале eBioMedicine.