Современные пиренейские рыси оказались генетически разнообразнее древних

На это указал анализ ДНК трех кошек, живших несколько тысяч лет назад

Палеогенетики прочитали ДНК трех древних пиренейских рысей. Они обнаружили, что генетическое разнообразие этих животных было ниже, чем у современных представителей вида. За последние две тысячи лет оно выросло за счет смешения с обыкновенной рысью, говорится в статье в журнале Nature Ecology & Evolution.

На юго-западе Европы обитает одна из самых редких диких кошек в мире — пиренейская рысь (Lynx pardinus). В начале XXI века этот вид находился на грани полного исчезновения, когда его численность составляла меньше сотни особей. Но благодаря охранным мероприятиям, восстановлению местообитаний и популяций диких кроликов (Oryctolagus cuniculus), количество пиренейских рысей в 2020 году выросло до более чем тысячи особей. Причем большинство представителей этого вида несут в себе гены самки по кличке Аура, которая умерла в конце 2022 года.

Низкая численность пиренейских рысей очень сильно снизила генетическое разнообразие этого вида, отделившегося от обыкновенных рысей (L. lynx) около 1–1,5 миллиона лет назад. Мария Лусена-Перес (Maria Lucena-Perez) из Высшего совета по научным исследованиям совместно с коллегами из Великобритании, Германии, Испании, Португалии и Швеции исследовала генетическую историю этих редких кошек. Для этого ученые прочитали ДНК трех древних рысей, останки которых нашли в Испании и Португалии. Самый ранний образец принадлежал кошке, жившей около 4270 ± 30 лет назад, а самый поздний — примерно 2070 лет назад.

Анализ ДНК показал, что две особи были самцами, а одна — самкой. Ученые обнаружили, что в древности генетическое разнообразие пиренейских рысей было еще ниже, чем у современных представителей этого вида, несмотря на недавнее очень большое сокращение численности. По данным исследователей, генетическое разнообразие пиренейских рысей выросло за последние две тысячи лет за счет смешения с обыкновенными рысями примерно в два—три раза. Причем у более древней проанализированной особи доля примеси от близкородственного вида меньше, чем у более поздних.

Рыси обитают не только в Евразии, но и в Северной Америке. Например, мы рассказывали, как зоолог выявил первый случай меланизма у канадской рыси (L. canadensis). Он обнаружил эту кошку на канадской территории Юкон.

Дорожный шум ухудшил приспособленность птенцов зебровых амадин