В пазырыкском могильнике нашли монголоидную женщину

Палеоантрополог исследовал останки из памятника Берел

Палеоантрополог Егор Китов исследовал останки носителей пазырыкской культуры из статусных погребений, раскопанных в могильнике Берел, который находится на востоке Казахстана. Ученый изучил методы трепанации и прочие манипуляции с костями покойных, которые проводили древние кочевники, а также обратил внимание на то, что среди европеоидного населения, похороненного на этом памятнике, присутствует одна молодая женщина монголоидного облика. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Археология Евразийских степей, это еще раз подтверждает, что иногда пазырыкцы включали в состав своей элиты инородцев.

В раннем железном веке на Алтае и сопредельных землях существовала одна из самых ярких древних культур нашей страны — пазырыкская, исследования которой ведутся с XIX века. Она существовала примерно в VI–III веках до нашей эры и относилась к так называемому скифо-сибирскому миру, общими чертами которого выступали похожее вооружение, конское снаряжение и звериный стиль в искусстве. Эти скотоводческие племена хорошо известны в первую очередь благодаря погребениям с ледяными линзами, благодаря которым до наших дней сохранились некоторые пазырыкские мумии, большое количество предметов из дерева, кожи и прочих органических материалов. Например, широко известны пазырыкские войлочный ковер и колесница.

Большая часть открытых памятников пазырыкской культуры сосредоточена на Русском Алтае, однако они встречаются и в Синьцзяне, Монголии и Казахстане. На территории последнего, в Восточно-Казахстанской области, в частности, находится открытый в 1865 году могильник Берел, состоящий более чем из 70 курганов, часть из которых относится к пазырыкской культуре. В этом погребальном комплексе, в частности, исследованы богатейший погребальные комплексы, принадлежавшие элите ранних кочевников.

Егор Китов (Egor Kitov) из Института этнологии и антропологии РАН исследовал останки 13 человек из могильника Берел. За исключением одного ребенка примерно восьми лет, они принадлежали взрослым людям: шести мужчинам и шести женщинам, возраст которых варьировал от примерно 18–25 до 45–55 лет. Исследователь обнаружил, что подавляющее большинство покойных принадлежали к европеоидному антропологическому типу. Однако череп одной молодой женщины 18–25 лет из богатого погребения явно демонстрировал центральноазиатские монголоидные черты. По данным ученого, это подтверждает прошлые наблюдения, что иногда пазырыкцы включали в элиту своего общества инородных людей.

На черепах и костях остального скелета Китов зафиксировал многочисленные свидетельства посмертных манипуляций с телами покойных. Так, как минимум пять черепов из выборки явно были трепанированы, причем в трех случаях умершим пробивали голову каким-то тупым предметом, после чего отверстия дорабатывались острым орудием. А в двух случаях отверстия сразу были вырезаны, вероятно, острым ножом. Опираясь на прошлые исследования мумифицированных тел пазырыкцев, ученый предположил, что древние кочевники удаляли людям головной мозг, после чего набивали образовавшуюся полость травой и прочими материалами, а затем вставляли вырезанный кусок кости и сшивали кожу.

На костях и позвонках части людей также присутствуют просверленные отверстия, что также было необходимо в рамках обряда мумификации. Кроме того, на крестце монголоидной женщины палеоантрополог обнаружил вырез размером 72 × 20 миллиметров, а на мужском черепе из того же кургана свидетельства того, что человеку подрезали фрагменты челюсти и удалили сосцевидные отростки. По всей видимости, это говорит о том, что мужчине отрезали голову, которую, возможно, в дальнейшем использовали в ритуальных целях.

По мнению Китова, вероятно, все эти процедуры были необходимы для сохранения тела покойного до погребения, которое могло совершаться спустя продолжительное время после смерти. Подобные практики ученые и раньше фиксировали, в частности, в курганах с вечной мерзлотой, из которых до наших дней сохранились мумифицированные тела.

Ученые продолжают исследовать пазырыкские памятники и на территории нашей страны. Например, недавно мы рассказывали, как археологи реконструировали мужской головной убор пазырыкского мужчины, найденный в могильнике Усть-Тёплая, который находится в Алтайском крае. По мнению ученых, находка представляла собой войлочный убор с гребневидным навершием, украшенный бляхами в виде орлов и, возможно, фигуркой копытного.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
В средневековой итальянской церкви нашли останки карлика

От него сохранились два обломка костей