В пазырыкском погребении нашли 26 золотых бляшек в форме крадущихся тигров и бараньих голов

Китайские археологи исследовали золотые бляшки в зверином стиле, обнаруженные в одном погребении пазырыкского могильника Сигоу в Синьцзяне. Оказалось, что 12 артефактов в форме крадущихся тигров и 14 — в форме бараньих голов были изготовлены одним мастером с помощью пресс-форм в IV–II веках до нашей эры. По мнению ученых, эти предметы подчеркивали высокое социальное положение их владельцев, которые принадлежали к правящей верхушке. Результаты исследования опубликованы в журнале World Archaeology.

Более 150 лет исследователи изучают пазырыкскую археологическую культуру раннего железного века (VI–III века до нашей эры), которая относится к скифской культурно-исторической общности. Круг этих культур объединяет так называемая «скифская триада»: схожее вооружение, элементы конского снаряжения и так называемый звериный стиль искусства. Так, среди полукочевых и кочевых племен в это время распространились наборные боевые пояса, важным элементом которых были бляхи, изготовленные в зверином стиле. Иногда такие артефакты археологи находят даже в погребениях более позднего времени.

Памятники пазырыкской культуры в основном сосредоточены на территории Горного Алтая, где в 1993 году нашли мумию женщины, известную как «Принцесса Укока», подробнее о которой можно узнать в нашем материале «Хорошо сохранились». Однако поселения и могильники пазырыкцев известны и за пределами России — в Казахстане, Монголии и Синьцзяне. Так, на территории последнего, в районе города Хами, находится могильник Сигоу, охранно-спасательные раскопки которого начались в 2012 году.

Янь Лю (Yan Liu) совместно с коллегами из Северо-западного политехнического университета исследовала артефакты из золота, обнаруженные в ходе раскопок могильника Сигоу. Они были найдены в погребении-1, которое представляло собой деревянную гробницу, находившуюся под насыпью из камней. Помимо человеческих останков, в погребальном сооружении находились кости лошади, четыре керамических сосуда, 133 предмета из золота, 100 бусин из стекла и сердолика. Кроме того, рядом с лошадью и внутри самой гробницы лежали кусочки золотой фольги, которые, похоже, использовались в качестве украшений.

По мнению ученых, самыми примечательными артефактами оказались 12 бляшек в форме крадущихся тигров, изображенных в профиль, которые были изготовлены из тонких золотых листов (толщина около 0,08–0,35 миллиметра). Другая серия находок представляет собой 14 бляшек в форме бараньих голов. На этих артефактах ученые обнаружили крошечные отверстия, указывающие на то, что изначально они прикреплялись к ткани или коже. Радиоуглеродный анализ останков человека и лошади показал, что это погребение относится к III–II векам до нашей эры, в то время как некоторые находки могли быть изготовлены еще несколько раньше — в IV–III веках до нашей эры. Ученые отметили, что похожие находки были сделаны в могильниках Мацзяюань и Люпин (IV–III века до нашей эры) в провинции Ганьсу.

Микроскопическое исследование находок из могильника Сигоу показало, что однотипные украшения были изготовлены с помощью одной и той же формы или матрицы. Похоже, древние ювелиры работали в технике похожей на басму, то есть тиснили на тонком листовом металле, после чего шлифовали внешнюю поверхность вырезанных изделий. Ученые пришли к выводу, что украшения в виде тигров и баранов были сделаны одним и тем же человеком.

Химический анализ показал, что артефакты из могильника Сигоу отличались по элементному составу от находок с памятников Мацзяюань и Люпин. Так, первые содержали 92,4–95,8 процента золота и 4,2–7 процентов серебра без примеси меди. В то время как артефакты из других могильников содержали или примесь меди, или большее количество серебра.

Археологи подчеркнули, что подобные золотые артефакты были найдены только в богатейших гробницах, которые принадлежали правящей верхушке Северо-Западного Китая того времени. Возможно, у древнего населения Синьцзяна, Казахстана и Южной Сибири они служили символами высокого социального положения и политической власти. Ученые отметили, что использование пресс-форм для изготовления украшений стало широко распространяться в Центральной Азии не позднее VII века до нашей эры. Это обусловлено высокой степенью мобильности кочевых скотоводов.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях пазырыкской культуры. Так, ворсинки из ковра алтайского кургана раннего железного века рассказали о технологии стойкого окрашивания. А анализ изотопов стронция показал, что пазырыкские женщины мигрировали на довольно большие расстояния и родились не там, где их похоронили.

Древние сибиряки добыли пемзу более чем в 1000 километрах от места обнаружения