Крупные каменные орудия в погребениях связали с привилегированным статусом ямников

Эти люди, вероятно, принадлежали к объединению древних металлургов

Археологи исследовали крупные каменные орудия, обнаруженные в погребениях носителей ямной культуры. С помощью трасологического анализа они определили функциональное назначение предметов и выяснили, что среди них преобладают инструменты для обработки руды и металлов. Ученые также обратили внимание, что такие артефакты лежали в статусных погребениях. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Нижневолжский археологический вестник, вероятно, эти предметы отражали принадлежность умерших к элите и трудовой деятельности, связанной с металлообработкой.

В эпоху ранней бронзы в Понтийско-Каспийской степи сложилась ямная археологическая культура, время появления которой обычно датируют примерно 3300 годом до нашей эры или 4000 годом до нашей эры, если выделять предшествующий репинский этап. Свое название она получила благодаря характерному погребальному обряду: своих умерших эти люди хоронили в могильных ямах, над которыми возводили курганные насыпи. Кроме того, в рамках обряда они обычно размещали покойных в скорченном положении, обильно посыпали их охрой и редко клали в могилы большое количество артефактов.

Широкую известность ямная культура получила несколько лет назад, когда палеогенетики пришли к выводу, что миграция этих людей (или генетически очень близких к ним) существенно изменила генофонд Европы. Более того, с этим процессом многие ученые связывают распространение индоевропейских языков. Сами ямники в основном занимались пастушеским животноводством и разводили преимущественно мелкий и крупный рогатый скот, а также лошадей. Они умели обрабатывать металлы, причем иногда изготавливали орудия не только из меди и ее сплавов, но и из метеоритного железа.

Нина Моргунова (Nina Morgunova) и Айрат Файзуллин (Airat Faizullin) из Оренбургского государственного педагогического университета сообщили о новых результатах исследования материалов из памятников ямной культуры, расположенных недалеко от Каргалинского месторождения медной руды — в Западном Оренбуржье и Самарском Поволжье. Ученые обратили внимание на то, что среди погребального инвентаря ямного населения нередко встречаются крупные каменные орудия (макроорудия), которые часто сопровождаются престижными вещами, например медными артефактами.

В общей сложности исследователи изучили 16 макроорудий (в основном это большие и тяжелые песты из галек) из 12 погребальных комплексов. Благодаря трасологическому методу они определили, в каких целях использовались эти предметы. Исследователи выяснили, что больше всего в коллекции представлены орудия (n = 8), использовавшиеся для обработки руды и металлов. При этом четыре песта из этой группы артефактов впоследствии также применялись и для растирания растительных материалов, в том числе, возможно, в рамках погребального обряда, когда ямники делали циновки или, например, готовили поминальные напитки. Еще три песта использовались только для обработки растений, а два предмета — для ударной деятельности.

По словам археологов, почти все изученные предметы нашли в самых масштабных погребальных комплексах ямников, населявших Поволжье и Приуралье. Например, один кузнечный молот исследователи обнаружили в могильнике Болдырево-I, где он лежал в кургане диаметром около 64 метров вместе с останками взрослого мужчины и ценными артефактами: теслом-рубанком из метеоритного железа, железной стамеской, медным ножом-кинжалом и прочими металлическими предметами. Другой пример — это погребение взрослой женщины из курганного могильника Тамар-Уткуль-VII, расположенного в Оренбургской области. Здесь сразу три макроорудия находились вместе с сакральными артефактами: большим медным ножом или кинжалом, костяной булавкой-амулетом и подвесками.

По мнению ученых, вероятно, люди, погребения которых сопровождались изученными орудиями, принадлежали к объединению металлургов. Судя по затратам на их погребальные комплексы (как на сооружение самих курганов, так и на инвентарь из могил), эта группа обладала властью и занимала самое привилегированное положение среди носителей ямной культуры. При этом, например, женщину из могильника Тамар-Уткуль-VII нельзя напрямую связать с металлургами, поскольку в ее погребальном инвентаре присутствовали сакральные вещи. Возможно, это говорит о том, что пожилая дама, прожившая около 50–55 лет, была связана с колдовскими или сакральными церемониями, которые в древнем обществе сопровождали производство металлов.

Памятники ямной культуры известны не только на территории России. Например, недавно мы рассказывали о находках, сделанных в середине прошлого века в Румынии. Тогда исследователи нашли носителя ямной культуры с искусственно деформированным черепом, который жил в первой половине III тысячелетия до нашей эры.