Сойки не дождались отсроченной награды в присутствии конкурента

В отличие от новокаледонских воронов

Обыкновенные сойки и новокаледонские вороны ведут себя по-разному в ситуациях, когда нужно выбрать немедленную или отложенную награду. Вороны в большинстве случаев выбирают более привлекательное угощение, которое приходится ждать, и не меняют своего выбора даже в условиях риска — когда рядом появляется другой ворон-конкурент. Сойки тоже могут потерпеть, чтобы получить отложенную награду, но легче им терпится в одиночестве. В присутствии другой сойки они ждут менее охотно и чаще выбирают немедленную награду, особенно если вторая птица — конкурент. Результаты опубликованы в PLoS One.

Умение сдержать сиюминутный порыв, чтобы затем получить что-то лучшее, относят к самоконтролю. Чтобы проверить эту способность, ученые нередко используют вариации зефирного теста: предлагают животному выбрать между менее вкусным угощением, которое достанется ему сразу, и более вкусным, которого придется подождать. Иногда ждать приходится того же угощения, но в двойном объеме. Пройти такой тест удается людям (хоть и не с самого рождения), некоторым нечеловеческим приматам, птицам из семейства врановых, попугаям и большим синицам. На то, станет ли животное дожидаться отложенной награды, может влиять уровень его интеллекта или, например, социальный контекст — надежность экспериментатора или присутствие конкурента.

Рейчел Миллер (Rachael Miller) из Кембриджского университета вместе с коллегами из пяти разных стран решила проверить, как меняется способность врановых птиц дожидаться отложенного вознаграждения в зависимости от социальных условий и экологических особенностей. Они провели эксперименты с восемью сойками (Garrulus glandarius) и шестью новокаледонскими воронами (Corvus moneduloides). Сойки чаще живут поодиночке или в моногамных парах и активно защищают свою индивидуальную территорию. Новокаледонские вороны более социальны, могут жить в парах или небольших семейных группах, а их территории иногда перекрываются. Каждой птице предлагалось выбрать между немедленным и отложенным вознаграждением в трех условиях: когда она была одна, когда рядом был сородич, являющийся для нее конкурентом, и когда рядом был сородич, которого птица конкурентом не считает. И хотя у воронов и соек разные отношения с сородичами, ученые предположили, что все птицы в присутствии конкурента будут чаще выбирать немедленную и менее привлекательную награду, поскольку ожидание в таком случае может обернуться потерей вознаграждения.

Испытания выглядели так: птицу запускали в отсек, где на вращающемся диске стояло две чашки с едой. В одной чашке была пища, которая нравится птице меньше, а в другой — та, что нравится больше. Диск был накрыт прозрачной коробкой с отверстием с одной стороны: птица видела обе чашки, но не могла получить доступ к еде, пока диск не начинал вращаться. Через 5 секунд после того, как экспериментатор дистанционно запускал диск, чашка с менее привлекательным угощением достигала испытуемого: птица могла съесть то, что в ней лежит, или подождать еще. Еще через 10 секунд до птицы доезжала отложенная награда — более вкусная еда. Птица могла выбрать лишь одну награду — как только она касалась клювом какой-либо чашки, испытание останавливалось.

До начала испытаний птиц приучали к экспериментальной установке и к тому, что они должны выбрать лишь одну чашку. Вороны учились быстрее соек. Также перед испытаниями ученые проверяли, кто над кем доминирует: для этого птиц тестировали попарно (отдельно воронов и отдельно соек). Обе птицы одновременно получали доступ к чашке с кормом, и если фокусная птица не реагировала на вторую и начинала есть, то вторая птица считалась не-конкурентом. Если же фокусная птица отодвигалась от чашки с кормом или даже не пыталась его достать, вторая птица считалась доминирующей, а значит — конкурентом.

Затем птицам поодиночке предлагали выбор между менее привлекательной немедленной наградой и более привлекательной отложенной. Ученым было важно натренировать птиц так, чтобы в одиночестве они предпочитали отложенную награду — тогда они смогли бы оценить, как меняются предпочтения в присутствии сородичей. Все шесть воронов предпочитали более качественную, но отложенную награду в большинстве случаев (эта их способность была обнаружена раньше). Соек пришлось учить дольше, и они чаще, чем вороны, выбирали получить еду сразу — пусть и менее вкусную. Лишь пять из них в итоге стали выбирать отложенную награду так же часто, как вороны. С ними и проводили остальные тесты.

Следующие тесты отличались тем, что в момент, когда до тестируемой птицы доезжала первая — немедленная — награда, в отсек мог влететь ее сородич. В таких экспериментах вороны продолжали выбирать отложенную награду гораздо чаще — и не важно, была вторая птица доминирующей или подчиняющейся. Соек же присутствие другой птицы явно смущало, и они чаще выбирали немедленное вознаграждение. Когда в экспериментальный отсек попадал не-конкурент, тестируемые сойки выбирали быструю малопривлекательную награду примерно в 30 процентах случаев. Если же вторая птица была доминирующей и представляла угрозу — то в 60 процентах.

Так авторы заключили, что оба вида — и обыкновенные сойки, и новокаледонские вороны — способны откладывать удовлетворение. При этом поведение соек в этом смысле более гибкое: они предпочитают не рисковать, когда есть шанс вообще не получить еду, но могут потерпеть, когда сородичей поблизости нет. Вороны же готовы ждать всегда, и присутствие конкурентов их не слишком заботит. Вероятно, гибкость более адаптивна в случае территориальных соек, которые привыкли защищать свою пищу и территорию от конкурентов.

Когнитивные способности новокаледонских воронов считаются едва ли не самыми выдающимися среди всех врановых. Ранее ученые предположили, что причина — в долгом детстве и родительской заботе.

Вымирающие из-за нехватки кислорода тасманийские скаты впервые размножились в неволе