Новокаледонские вороны справились с зефирным тестом не хуже маленьких детей

Британские ученые выяснили, что новокаледонские вороны (Corvus moneduloides) могут справиться с зефирным экспериментом и выбрать отложенное вознаграждение вместо немедленного не хуже, чем дети в возрасте от трех до пяти лет. И тех, и других также больше привлекает отложенное угощение лучшего качества (кусочек мяса или блестящая наклейка вместо кусочка яблока или белой наклейки), а не большего количества. При этом новокаледонские вороны, в отличие от детей, не справляются с выбором нужного угощения, если одно из них скрыто, пишут ученые в журнале Animal Cognition

Самоконтроль — один из определяющих факторов эффективной умственной деятельности и, в частности, осмысленного и эффективного принятия решений. Способны к самоконтролю далеко не все виды животных: помимо людей и некоторых человекообразных обезьян к нему способны разве что пара видов птиц, среди которых — синицы и черные вороны

Часто в рамках самоконтроля рассматривают стремление субъекта к немедленным наградам и возможность — при наличии каких-то сторонних факторов — это стремление ограничить. По сути, выбор немедленного вознаграждения отражает неспособность оценивать все возможные перспективы, в классическом случае — получение большего вознаграждение через какое-то время. При этом выбор одного вознаграждения вместо другого может быть подкреплен несколькими сторонними факторами, а чаще всего для изучения этого используется известный зефирный эксперимент и его аналоги.

Детально рассмотреть, как разные факторы могут повлиять на стремление новокаледонских воронов к получению немедленного вознаграждения, решили ученые под руководством Рейчел Миллер (Rachael Miller) из Кембриджского университета. Они сконструировали установку из крутящегося пластикового диска и прозрачной коробки, которая его закрывает, с небольшим отверстием. На круге ученые располагали угощение в меленьких коробочках на веревочках в двух местах — одно побольше, а другое поменьше — и запускали крутящий круг механизм: птица могла взять угощение в тот момент, когда коробочка будет находиться под отверстием. После того, как выбор коробочки сделан, механизм останавливался: взять, поэтому, можно было только одно угощение. Первая награда (немедленная) появлялась через пять секунд после запуска колеса, а вторая — через 15.

Всего в исследовании приняли участие девять птиц (четыре взрослые особи и пять молодых, в возрасте до года) и 61 ребенок в возрасте от трех до пяти лет — ученые также хотели проверить, на каком уровне относительно человеческого развития находится способность к самоконтролю у воронов. Стимулы, которые использовались в эксперименте, различались не только количеством (классически — маленькое угощение сначала, большое — потом), но и тем, насколько участники их предпочитают: так, для ворон использовались кусочек мяса и кусочек яблока, а для детей — яркие блестящие и белые наклейки, которые нравятся больше и меньше соответственно.

В целом, и вороны, и дети выбирали отложенное вознаграждение в более чем 50 процентах случаев — выше случайного попадания. Тем не менее, и для воронов, и для детей более привлекательным было получение угощения лучше, чем угощения больше, что означает, что для воронов и детей качество стимула играет определяющую роль в стремлении к немедленной награде.

Второй эксперимент проходил точно так же, как и первый, но с одним отличием — один из двух контейнеров с угощением или наклейкой был непрозрачным. При этом до запуска крутящегося круга и детям, и птицам позволялось смотреть за тем, какую из наград экспериментатор кладет в непрозрачную коробочку. Из девяти птиц четыре не смогли пройти этап тренировки и научиться тому, что в непрозрачной коробочке тоже может быть угощение, поэтому всего во втором эксперименте приняли участие всего пять птиц.

В отличие от детей, для которых видимость стимула не была важна (они одинаково хорошо справлялись с заданием, если скрыта была либо немедленная, либо отложенная награда, либо обе), вороны выбирали отложенное вознаграждение чаще случайного попадания только в том случае, если видна была только немедленная награда.

Несмотря на то, что птицы справлялись с выполнением задания ничуть не хуже детей, отличие в их эффективности все же было: новокаледонские вороны не справлялись с заданием в том случае, если какая-то из наград была скрыта. Объяснение этому довольно простое: авторы работы отметили, что во время расположения угощения во втором эксперименте дети внимательно следили за тем, какое угощение кладут в коробочку, в то время как птица предпочитала держаться от установки подальше, если рядом с ней был человек. Решение птицы, поэтому, было полностью обусловлено самостоятельным решением, не подкрепленным реальной информацией. При этом, судя по всему, на выбор награды у детей и у воронов могут влиять одинаковые факторы вне использования парадигмы, в которых одна из наград не видна, а именно — и те, и другие чаще выбирают отложенное вознаграждение получше, а не побольше.

Вообще, новокаледонские вороны известны своим интеллектом: они могут собрать из коротких палочек длинную (причем догадаться до этого самостоятельно), умеют оценивать массу предмета по его движению на ветру и даже способны создавать инструменты по памяти.

Прихворавшие дрозды ушли отдыхать пораньше