Долгое детство и забота родителей помогли врановым стать умнее

Ученые предложили модель влияния внешних факторов на развитие когнитивных способностей животных, в которой центральную роль играет детство и забота родителей. Свою гипотезу авторы работы, опубликованной в журнале Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences, иллюстрируют двумя примерами: новокаледонские вороны в течение года остаются под опекой родителей, чтобы научаться изготавливать инструменты; кукши, которым приходится расти в чужой семье, теряют возможность обучаться поиску добычи и защите от хищников.

Когнитивные способности человека уникальны, и основой их развития является долгое детство — период пластичности, в который люди осваивают навыки и развивают познавательный потенциал. Однако долгое взросление свойственно и другим животным: летучим мышам, китам, слонам и некоторым птицам. Дает ли долгое детство преимущество в когнитивном развитии для этих видов так же, как и для человека, остается неясным.

Ученые из Великобритании, Германии и Китая под руководством Майкла Гриссера (Michael Griesser) из Университета Сунь-ятсена предположили, что познавательные способности зависят от длительности детства, а ключевую роль в развитии когнитивных навыков играет забота родителей. Исследователи построили модель влияния внешних факторов на когнитивные способности животных, центральную роль в которой играет вклад родителей в обучение и воспитание детенышей.

Согласно преложенной модели, насыщенность среды, в которой развиваются особи, и приспособленность к ней позволяет снизить смертность, увеличить продолжительность жизни и, соответственно, период развития детенышей. В результате молодняк имеет возможность проводить больше времени с семьей, которая предоставляет защиту и кормит. В этот период детеныши подражают родителям и развивают свои навыки. "Тепличные" условия способствуют развитию более широкого набора умений и когнитивных способностей, и взрослые животные могут занять новые экологические ниши. Важную роль, считают авторы работы, играет также забота о чужом потомстве («расширенная семья»). Если о молодняке заботится сразу много особей, то их защищенность и возможность обучаться увеличивается.

У пользы долгого детства и родительской опеки есть существенный противовес — энергозатратность этих процессов. Чтобы приобрести расширенный набор навыков, развить большой мозг и долго оставаться под защитой семьи, необходимо заплатить «налог» в виде ресурсов и энергии. Каждый вид находит свой баланс между затратами и пользой от полученных навыков.

Исследователи проиллюстрировали свою модель двумя примерами врановых птиц. Врановые обладают редкими среди птиц когнитивными способностями, умеют использовать инструменты и планировать свои действия. Относительный размер мозга этих птиц в среднем больше, чем у других воробьиных; птенцами они дольше остаются в гнезде, а после оперения не сразу расстаются с родителями.

Первый пример, который ученые приводят в работе — кукши (Perisoreus infaustus). Часть птенцов этих врановых долго остается с родителями, но более успешные отпрыски вытесняют своих братьев и сестер и вынуждают присоединиться к другой группе птиц вскоре после оперения. Кукши отличают своих птенцов, и чужие не пользуются защитой и покровительством старших. В результате, например, они не учатся отгонять хищников или добывать еду и оказываются менее приспособленными. В эксперименте показали, что если дать чужим птенцам возможность копировать поведение старших, они успешно осваивают необходимые навыки.

В качестве второй иллюстрации своей гипотезы исследователи выбрали новокаледонских воронов (Corvus moneduloides). Эти птицы умеют изготавливать орудия — крючкообразные палочки, которыми вороны вытаскивают личинок из-под коры. Птенцы долго остаются под опекой родителей, повторяют их движения и учатся использовать инструменты. Столь сложный навык птицы перенимают в течение года, и в это время они не могут самостоятельно добывать пищу. Долгая зависимость от родителей чрезвычайно ресурсозатратна, зато в результате вороны приобретают широкий набор когнитивных навыков, умеют решать сложные задачи и устанавливать причинно-следственные связи.

Исследователи предполагают, что свойственный людям затянутый период детства предопределяет выдающиеся познавательные способности не только приматов, но и других животных с развитым интеллектом, а воспитание и забота родителей являются критическими факторами для формирования сложных когнитивных навыков.

Изначально в заметке в качестве латинского названия новокаледонских воронов автор указала Perisoreus infaustus, название кукш. Благодаря указанию внимательных читателей мы заметили и исправили эту ошибку.

Когнитивные возможности животных часто связывают с относительным размером мозга. Мозг птиц до мел-палеогенового вымирания был не больше, чем у четвероногих, катастрофа же освободила экологические ниши, и относительный размер мозга птиц стал быстро увеличиваться. Возможно, именно крупнейшее вымирание предопределило развитие интеллекта птиц.

Потепление сократило разнообразие млекопитающих в городах Канады и США