Потепление сократило разнообразие млекопитающих в городах Канады и США

То же самое вскоре ученые предрекли городам в тропиках

Потепление усугубляет сокращение биоразнообразия, вызванное урбанизацией. К таким выводам пришли ученые, изучив разнообразие млекопитающих в 20 городах США и Канады. Они отметили, что это может быть маркером нового кризиса биоразнообразия в тропиках, где в условиях жаркого климата сейчас происходит рост урбанизации. Результаты их исследования опубликованы в журнале Nature Ecology & Evolution.

Города — непростые объекты для исследования биоразнообразия. Среда обитания в пределах любой урбанизированной территории изменчива и неоднородна из-за сложного ландшафта, характера застройки и особенностей городского климата, таких как например наличие городского острова тепла. Среди животных в городах лучше всего изучено разнообразие птиц (благодаря удобству наблюдений за ними), а хуже всего — разнообразие млекопитающих, потому что в условиях города они, как правило, ведут скрытный образ жизни.

Ученые под руководством Джеффри Хайта (Jeffrey Haight) из Аризонского университета оценили разнообразие и численность млекопитающих, обитающих на урбанизированных территориях Северной Америки. Для этого они использовали снимки с 725 фотоловушек, установленных в 20 городах США и Канады и проработавших там от 336 до 2531 дня. Всего удалось зафиксировать присутствие 37 видов млекопитающих, среди которых были черные медведи, бурундуки, скунсы, горные бобры, пумы и белохвостые олени.

Авторы исследования пришли к выводу, что потепление, угнетение растительного покрова и запечатывание поверхности лишают млекопитающих подходящей им среды обитания. Вопреки сложившемуся представлению о том, что для более теплых регионов характерно более высокое биоразнообразие, в жарких городах континента разнообразие оказалось ниже. Показатели, характеризующие биоразнообразие (общее количество видов, индекс Шеннона и прочие), также оказались отрицательно связаны со скудной растительности и урбанизированностью — средним процентом непроницаемой (то есть асфальтированной) поверхности на участках. Сильнее всего влияние этих факторов затрагивало крупных млекопитающих. Авторы отметили, что сейчас в мире урбанизация растет преимущественно в низких широтах в условиях теплого климата, и судя по результатам исследования это может означать новый виток кризиса биоразнообразия в тропических регионах.

Ранее зоологи обнаружили, что из-за глобального потепления живородящие ящерицы начали стареть еще до рождения: тепловой стресс укорачивает теломеры у их самок, что снижает выживаемость и в конечном итоге приводит к вымиранию целых популяций.

Туризм в Йеллоустоуне оказался причиной выброса миллиона тонн углекислого газа в год