У берегов Израиля нашли деревянные артефакты эпох неолита и халколита

Их создали между IX и VII тысячелетиями до нашей эры

Израильские археологи исследовали 16 древних артефактов, изготовленных из дерева и других растительных материалов, которые обнаружили во время подводных исследований затопленных поселений рядом с хребтом Кармель. Среди находок оказались деревянные чаши и древки, фрагменты плетеной циновки и корзины, разбитое корыто и прочие предметы. Исследователи отметили, что артефакты происходят из поселений, существовавших в докерамическом неолите — халколите (IX–VII тысячелетия до нашей эры). Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Forests.

Сооружения и артефакты, сделанные из органических материалов, плохо сохраняются в археологической летописи. Это касается, например, изделий из дерева, которое быстро разлагается в обычных условиях. Но в очень сухом климате, льдах или анаэробных условиях такие предметы могут храниться десятки и даже сотни тысяч лет. По-видимому, самый древний деревянный артефакт, сохранившийся до наших дней, археологи обнаружили в ашельском памятнике Гешер-Бенот-Яаков (Израиль), возраст которого около 780 тысяч лет. Совсем недавно в Замбии исследователи раскопали остатки древнейшей деревянной конструкции, которую построили около 476 тысяч лет назад. А, например, из немецкого местонахождения Шёнинген хорошо известны деревянные копья и метательные палки, использовавшиеся больше 300 тысяч лет назад.

Дэнни Розенберг (Danny Rosenberg) из Хайфского университета совместно с коллегами из Израиля сообщил о древних предметах, обнаруженных во время подводных исследований у берегов Израиля. Ученые отметили, что вдоль 15-километровой прибрежной полосы, расположенной у хребта Кармель, находится ряд древних поселений, которые из-за повышения уровня моря давно ушли под воду. Самое древнее из них относится к эпохе докерамического неолита и датируется примерно 9300–8500 годами до нашей эры. Но большая часть этих памятников относится к раннему и среднему халколиту — приблизительно 8000–6600 годы до нашей эры.

Под толстым слоем песка, который занес эти поселения, сохранились не только остатки построек, но и предметы, изготовленные из органических материалов, исследованию которых и посвятили новую работу Розенберг и его коллеги. В общей сложности они описали 16 артефактов, изготовленных из древесины и других растительных материалов. Так, на неолитическом поселении Атлит-Ям подводные археологи обнаружили фрагменты двух дубовых чаш, стираксовых и дубовых древков, а также деревянный клин.

На памятнике Кфар-Самир исследователи нашли фрагменты деревянных чаш (одна из которых почти целая), остатки плетеной корзины и циновки, а также разбитое корыто и дубовый Y-образный предмет, длина которого составляет примерно полметра. Последний напоминает по своей форме рогатку с короткой рукоятью и, возможно, представлял собой деталь рыболовного сачка. Оставшиеся артефакты происходили из поселений Хишулей-Кармель, Кфар-Галим и Тель-Хрейз. Здесь подводные археологи нашли фрагменты еще двух деревянных чаш, обработанный чурбан и кольцо размером примерно 18 × 17 миллиметров, сплетенное из тонких веток.

Проанализировав древесину, из которой были сделаны эти артефакты, ученые пришли к выводу, что в эпохи неолита и халколита в этом регионе преобладали те же древесные таксоны, что и сегодня. Исследователи отметили, что находки из этих памятников датируются IX–VII тысячелетиями до нашей эры. Однако они также провели радиоуглеродный анализ предметов из четырех поселений, который показал, что последние, по-видимому, процветали в эпоху раннего и среднего халколита — между 7800 и 6700/6600 годами до нашей эры.

Недавно на N + 1 рассказывали, что предметы из органических материалов могут тысячи лет храниться и в некоторых пещерах. Например, в Испании обнаружили древнейшую в Евразии обувь — сандалии эпохи неолита. Кроме того, здесь же археологи нашли плетеные корзины, изготовленные охотниками-собирателями в эпоху мезолита.

Археолог развел огонь по-неандертальски