300000-летней палке из Шёнингена разрешили быть метательным оружием

Редкий деревянный артефакт нашли почти 30 лет назад

Группа ученых из Великобритании и Германии повторно исследовала заостренную с двух концов палку возрастом более 300 тысяч лет, найденную почти 30 лет назад в знаменитом местонахождении Шёнинген. Археологи подтвердили, что артефакт, скорее всего, представляет собой метательное оружие, тщательно изготовленное из еловой ветки. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале PLoS ONE, возможно, что уже в эпоху нижнего палеолита подобными палками пользовались не только при охоте на крупных млекопитающих, но и для добычи птиц или мелких животных.

На севере современной Германии располагается богатая на палеонтологические и археологические находки местность Шёнинген. В межледниковые эпохи здесь находилось озеро, привлекавшее как животных, так и древних людей. Самые ранние свидетельства пребывания человека на стоянках Шёнингена датируется временем между 337 и 300 тысячами лет назад. При этом, несмотря на многолетние раскопки, никаких останков вымерших гоминин исследователи здесь не нашли.

Свою известность Шёнинген получил в первую очередь благодаря отлично сохранившимся изделиям из дерева, относящимся к эпохе нижнего палеолита, что в археологической летописи встречается исключительно редко. Так, ученые обнаружили здесь одно колющее и девять метательных копий, изготовленных из ели (n = 9) и сосны (n = 1), а также две заостренные с двух концов палки. Вероятно, около 300 тысяч лет назад эти артефакты изготовили люди гейдельбергские (Homo heidelbergensis).

В новой работе Аннемиеке Милкс (Annemieke Milks) из Редингского университета совместно с коллегами из Великобритании и Германии представила результаты исследования заостренной с обоих концов палки, которую нашли в Шёнингене еще в 1994 году. С помощью современных неразрушающих методов ученые решили выяснить, как изготовили и использовали этот предмет. Преобладает гипотеза, что артефакт представляет собой метательную палку. Однако исследователи рассмотрели и иные версии: короткое колющее оружие, палка-копалка, обдиралка коры или детское копье.

Находка представляет собой немного изогнутую палку длиной 77,2 сантиметра, максимальная толщина которого составляет 2,5 сантиметра. Сегодня артефакт состоит из двух частей, однако первоначально археологи обнаружили его в целом виде. Проведенные анализы показали, что древние люди изготовили этот предмет из еловой ветки, причем, судя по данным палеоботаников, в окрестностях древнего озера эти деревья не росли, следовательно, сырье добыли в другом месте.

Древний мастер полностью очистил ветку от коры, срезал сучки, придал нужную форму, а также стесал оба конца палки с помощью каменных орудий, следы которых удалось зафиксировать исследователям. В древесине отсутствуют трещины, что, по мнению ученых, указывает на то, что люди правильно высушили заготовку. На обоих концах палки присутствуют возможные следы закалки или их обработки материалом вроде жира или воска (хотя последние могли остаться на палке, когда ее уже использовали по назначению). Кроме того, артефакт дополнительно заполировали.

На поверхности палки ученые не нашли видимых повреждений, возникших при ее использовании. Но при этом следы на ней говорят о том, что она служила кому-то продолжительное время. На концах предмета отсутствуют царапины, которые должны были бы возникнуть, если бы его использовали в качестве палки-копалки или обдиралки коры. Поскольку находку обнаружили в целом виде, археологи полагают, что в древности ее не выбросили, а просто потеряли на берегу озера, когда использовали по назначению.

Археологи отметили, что они не могут исключить того, что палка использовалась в качестве колющего оружия. Однако более правдоподобна гипотеза, что это все же метательная палка, которую могли применять не только при охоте на крупных млекопитающих (например, чтобы повредить им ноги), но и для добычи птиц и другой мелкой дичи вроде зайцев. Исследователи предполагают, что оружие из Шёнингена могло быть убойным на расстоянии примерно 30 метров.

Кроме того, ученые рассмотрели возможность того, что палка может представлять собой детское оружие. Вряд ли находка была уменьшенной версией копья взрослых людей. Но, опираясь на этнографические данные о современных охотниках-собирателях, археологи предположили, что дети или подростки могли использовать подобные предметы в играх и/или на реальной охоте.

Ранее на N + 1 уже рассказывали о местонахождении Шёнинген. Тогда ученые исследовали отпечатки ног разных животных и обнаружили, что три из них оставили ископаемые гоминины. Это первая подобная находка, сделанная на территории Германии.

В Шёнингене обнаружили 300-тысячелетние следы ног вымерших людей