В Замбии обнаружили остатки 476-тысячелетней деревянной постройки

Это древнейшее подобное сооружение в мире

Археологи обнаружили в Замбии остатки древнейшего деревянного сооружения. Они представляют собой два обработанных бревна, уложенных одно поверх другого под углом 75 градусов. Возраст этой конструкции ученые оценивают примерно в 476 тысяч лет. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Nature.

О материальной культуре древних людей, живших сотни тысяч лет назад, ученые в основном знают по каменным орудиям. При этом, вероятно, что существенную часть артефактов наши предки делали из органических материалов, таких как дерево, но они редко сохраняются в ископаемом виде. На сегодняшний день, по-видимому, древнейший деревянный предмет со следами обработки происходит из ашельского памятника Гешер-Бенот-Яаков, который находится в Израиле и датируется примерно 780 тысячами лет назад. Более известны хорошо сохранившиеся метательные палки и деревянные копья из немецкого местонахождения Шёнинген, возраст которых составляет более 300 тысяч лет.

Лоуренс Бархам (Lawrence Barham) из Ливерпульского университета совместно с коллегами из Бельгии, Великобритании, Замбии и Португалии представил результаты раскопок, проходивших в 2019 году в местности, которая находится рядом с водопадом Каламбо. Благодаря влажности в здешних почвах достаточно хорошо сохраняются органические материалы, что подтверждают новые находки.

Археологи обнаружили четыре участка, в которых сохранились пять деревянных объектов со следами обработки и еще один — без них. На двух памятниках (BLB3 и BLB5) рядом с этими находками также присутствовали ашельские каменные орудия. С помощью оптического датирования ученые установили, что возраст двух памятников (BLB3 и BLB5) составляет около 476 ± 23 тысячи лет. Два других оказались моложе: BLB2 — примерно 390 ± 25 тысяч лет, а BLB4 — приблизительно 324 ± 15 тысяч лет. Радиоуглеродный анализ также показал, что древесина древняя и старше 50 тысяч лет.

Самую значимую находку ученые сделали на памятнике BLB5. В отложениях, содержащих также орудия на сколах, кливеры и ручные рубила, они нашли остатки деревянной конструкции. Они представляют собой два бревна, уложенных одно на другое под углом 75 градусов. Длина верхнего бревна составляет 141,3 сантиметра, а толщина — не больше 25,6 сантиметра. Примерно посредине в нем вырезана U-образная чаша, которая, по-видимому, использовалась для стыковки с более крупным нижележащим бревном. Ученые предположили, что эта конструкция может представлять собой остатки платформы, настила или жилища. По их данным, это древнейшая известная постройка из дерева.

Как и на бревнах из BLB5, на четырех деревянных артефактах из других памятников присутствуют следы обработки. Один из них — это предмет длиной 36,2 сантиметра из BLB3, изготовленный из кигелии африканской (Kigelia africana), который, по мнению археологов, может представлять собой клин. Еще один интересный артефакт, сделанный также из кигелии африканской, происходит из BLB2. Это предмет длиной 62,4 сантиметра, который мог использоваться в качестве палки-копалки. Оставшиеся два предмета археологи нашли на памятнике BLB4. Хотя на них также видны следы от орудий, их назначение остается непонятным.

Ранее на N + 1 рассказывали, что в Кении обнаружили олдованские (олдувайские) каменные орудия, возраст которых составляет от 2,6 до 3 миллионов лет. Это делает находки одними из древнейших в мире.

В Треблинке нашли могилы лагерной охраны