Генетический материал сохранился в грунте Козьей пещеры
На Алтае обнаружили вторую стоянку денисовского человека, рассказал ТАСС археолог Михаил Шуньков. По словам ученого, в Козьей пещере исследователи нашли артефакты, похожие на орудия из Денисовой пещеры, о чем на самом деле известно уже около двух лет. Однако в действительности из плейстоценовых отложений этого памятника палеогенетики недавно секвенировали ДНК, анализ которой подтвердил, что обитателями этой стоянки были денисовцы. Доклад, посвященный этому исследованию, представили на симпозиуме ISBA 10, который в сентябре проходил в эстонском Тарту.
Денисовцы представляют собой ископаемый вид или подвид древних людей, существовавший как минимум между 250 и 50 тысячами лет назад. Впервые о них узнали, когда в 2010 году палеогенетики прочитали древнюю ДНК из ногтевой фаланги мизинца ребенка, которую двумя годами ранее нашли в Денисовой пещере. Тогда ученые выяснили, что косточка принадлежала неизвестной популяции древних людей, существовавшей параллельно с людьми разумными (Homo sapiens) и неандертальцами (H. neanderthalensis). С тех пор исследователи идентифицировали останки еще из двух памятников: из тибетской пещеры Байшия (Сяхе) и лаосской пещеры Там-Нгу-Хао-2.
Во время археологических разведок, проходивших в 2020 году, исследователи обнаружили в Краснощековском районе Алтайского края новый палеолитический объект — Козью пещеру. В следующем полевом сезоне в культурном слое, относящемся к эпохе среднего палеолита, ученые обнаружили восемь каменных артефактов: четыре фрагмента отщепов, три отщепа с ретушью и фрагмент леваллуазского остроконечника (еще два отщепа они нашли в 2020 году). Типологически эти предметы оказались больше всего похожи на денисовский вариант индустрии среднего палеолита.
Новосибирский археолог Михаил Шуньков (Mikhail Shunkov) из Института археологии и этнографии СО РАН подтвердил ТАСС, что в Козьей пещере исследователи обнаружили вероятные следы обитания денисовского человека. Об этом, по словам ученого, свидетельствует собранная коллекция каменных артефактов. Кроме того, Шуньков рассказал, что в пещере была сделана одна потенциальная антропологическая находка, которая предположительно представляет собой фрагмент человеческого зуба.
Однако не только каменные орудия свидетельствуют о том, что в пещере обитали именно денисовцы, а не, например, неандертальцы, которые в позднем среднем палеолите использовали расположенную неподалеку Чагырскую пещеру в качестве охотничьего лагеря (подробнее о неандертальцах из этого памятника читайте в материале «Из клана Окладникова»). В сентябре этого года в эстонском городе Тарту состоялся 10-й международный симпозиум по биомолекулярной археологии (ISBA 10), на котором Мерлин Шимански (Merlin Szymanski) из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка представил совместный с коллегами из Австралии, Германии, Израиля и России, посвященный исследованию ДНК из отложений палеолитических памятников.
В общей сложности ученые собрали больше 800 образцов грунта из 148 стоянок среднего (780–130 тысяч лет назад) и позднего (130–12 тысяч лет назад) плейстоцена, расположенных в Европе, Азии и Африке. Они включали как пещерные стоянки и памятники под скальными навесами, так и стоянки открытого типа. Исследователи отметили, что им удалось идентифицировать ДНК древних людей на стоянках или в отдельных культурных слоях, о которых ранее не было генетической информации. Среди них оказалась и пещера Козья, из отложений которой ученые секвенировали ДНК денисовца. Тем самым эта пещера стала вторым алтайским памятником, при исследовании которой нашли генетический материал этой ископаемой популяции древних людей.
На симпозиуме ISBA 10 ученые представили множество докладов, посвященных изучению древней ДНК. Например, палеогенетики впервые прочитали с высокой точностью геном неандертальского мужчины и идентифицировали останки сапиенсов, связанные с орудиями линкомбьен-ранис-ежмановице.