Палеогенетики установили родство между людьми из парных погребений эпохи бронзы

Они исследовали останки четырех носителей традиции колоколовидных кубков

Группа ученых секвенировала геномы четырех человек из парных погребений традиции колоколовидных кубков, раскопанных в Великобритании и Люксембурге. В одном случае в могиле покоились останки матери и сына, а в другом — по-видимому, тети и племянницы. Кроме того, палеогенетики обнаружили, что в геномах этих людей присутствуют достаточно длинные общие по происхождению блоки сцепления с рядом древних европейцев, похороненных в других регионах. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

В эпоху энеолита и раннем бронзовом веке, около 2500–1800 годов до нашей эры, в Центральной и Западной Европе распространилась традиция (культура) колоколовидных кубков. Свое название она получила благодаря характерной форме глиняных сосудов, которую носители этой традиции изготавливали в виде перевернутого колокола. Иногда носители культуры колоколовидных кубков совершали парные захоронения, которые часто в археологической литературе называются захоронениями матери и ребенка. Такие погребения, например, раскопали в 2000 году Люксембурге на памятнике Альтвис и в 1887 году в Великобритании на памятнике Данстейбл-Даунс.

В Люксембурге в парном погребении находились останки женщины 25–35 лет, рядом с которой лежал ребенок трех—четырех лет. Радиоуглеродный анализ показал, что эти люди жили на рубеже III и II тысячелетий до нашей эры. В Великобритании же обнаружили останки женщины 18–25 лет и ребенка, возраст которого составлял от четырех до восьми лет. Судя по радиоуглеродным датам, они жили в середине — второй половине II тысячелетия до нашей эры, но археологи полагают, что, по-видимому, эта оценка занижена из-за загрязнения образцов консервирующими веществами и на самом деле люди жили примерно на 500 лет раньше.

Группа ученых из Великобритании, Германии, Люксембурга и Франции во главе с Максимом Брами (Maxime Brami) из Майнцского университета секвенировала ДНК четверых людей из парных погребений из памятников Альтвис и Данстейбл-Даунс. Геномное исследование подтвердило, что в могилах покоились близкие родственники. Так, в погребении из Люксембурга находились останки матери и сына, которые были носителями митохондриальной гаплогруппы H. Мальчик оказался представителем Y-хромосомной гаплогруппы R1b, которая, по данным генетиков, часто встречается у носителей традиции колоколовидных кубков.

В погребении из памятника Данстейбл-Даунс покоились молодая женщина и девочка, принадлежавшие к двум различным митохондриальным гаплогруппам — К1с и N1b. Из этого следует, что у них были разные матери. Анализ ядерного генома показал, что эти люди были родственниками второй степени — вероятно, племянницей и тетей (сестрой отца).

Ученые отметили, что у всех четверых людей было большое количество предков, связанных своим происхождением со скотоводами раннего бронзового века из Понтийско-Каспийской степи — носителями ямной культуры. Вклад этой предковой популяции составлял от 58 до 68,2 процента. Кроме того, генетики проанализировали общие по происхождению блоки сцепления (IBD) в новых и ранее опубликованных древних геномах. Оказалось, что во всех четырех геномах присутствуют достаточно длинные (не менее 16 сантиморганов) общие по происхождению участки с несколькими древними европейцами, останки которых нашли в других регионах.

Исследователи заключили, что их работа предоставляет первые генетические доказательства совместного захоронения детей и их близких биологических родственников в культуре колоколовидных кубков. Ученые не смогли установить причины смерти этих людей, поэтому остается неизвестно, умерли ли они по естественным причинам или были убиты.

Недавно палеогенетики отсеквенировали ДНК 32 человек, которых в эпоху поздней бронзы похоронили под одним и тем же курганом на Южном Урале. Геномный анализ позволил им установить множественные родственные связи между людьми и построить генеалогическое древо, состоящее из трех поколений.

Люцзянский человек умер между 33 и 23 тысячами лет назад