Они живут не дольше, чем демографически сопоставимые американцы
Американские ученые сравнили игроков в американский футбол с демографически схожей популяцией людей и пришли к выводу, что данные об относительно высокой продолжительности жизни таких спортсменов появились вследствие несовершенного дизайна исследований. Новая работа показала, что игроки в целом живут не дольше, а играющие на линии нападения — меньше, чем сопоставимые с ними американцы. Отчет о работе опубликован в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Американский футбол — высокотравматичный вид спорта. Игроки в него (далее — «футболисты») подвержены повышенному риску нейропсихологических расстройств (в частности, хронической травматической энцефалопатии) и сердечно-сосудистых заболеваний. В то же время, накоплен большой объем данных, которые свидетельствуют, что профессиональные футболисты в среднем живут дольше, чем американские мужчины в целом. Как правило, этот феномен объясняют физической формой, высокими доходами и относительно хорошим образованием (почти всегда не меньше трех лет колледжа) игроков — факторами со строгим позитивным влиянием на продолжительность жизни, которые могут перевешивать риск заболеваний.
Социологи Джон Уоррен (John Robert Warren) и Джина Румор (Gina Rumore) из Университета Миннесоты подвергли эти данные сомнению, посчитав, что они могут быть результатом систематической ошибки отбора в виде «эффекта здорового работника». Чтобы проверить свою гипотезу, они провели два когортных исследования.
В первое из них авторы включили всех начавших заниматься профессиональным американским футболом в 1986 и 1988–1995 годах (1987 год исключили из-за забастовки игроков). В группу сравнения сначала включили всех американских мужчин в возрасте от 21 до 25 лет за тот же период, по которым имелись данные ежегодных Национальных опросов на тему здоровья (NHIS). Выяснилось, что в течение 25 лет с момента включения в исследование умерли 3,1 процента футболистов и 4,9 процента их ровесников в целом по населению.
Затем контрольную выборку сузили до людей, схожих с футболистами по нескольким основным параметрам: здоровью (без хронических заболеваний, вынужденных соблюдать постельный режим не больше двух дней за предшествующий год); образованию (минимум три года колледжа); трудоустройству и заработку (не меньше 25 тысяч долларов США в год на семью). Всего вышло 4342 человека — подобным характеристикам соответствовал лишь примерно каждый седьмой американец. Из этой когорты в течение 25 лет умерли лишь 2,3 процента участников, что значительно меньше 3,1 процента у футболистов. При этом самая высокая смертность — 5,3 процента — наблюдалась среди лайнменов защиты и нападения, которые играют непосредственно на линии схватки и чаще получают травмы. У игроков на остальных позициях этот показатель составил 2,2 процента, то есть их занятие спортом на риске смерти практически не сказывалось.
Во второе исследование включили 1365 игроков, прошедших отбор в первых 12 раундах Национальной футбольной лиги (NFL) в 1950–1959 годах. 906 из них участвовали как минимум в одной профессиональной игре, 497 были лайнменами. К первому февраля 2023 года 87 процентов из них умерли. Основной находкой стало то, что лайнмены, игравшие профессионально, жили в среднем на 1,6 года меньше, чем те, кто этого не делал — 73,6 против 75,2 года. Среди остальных игроков такого различия практически не было — 76,1 против 76,5 года.
Таким образом, продолжительность жизни игроков в американский футбол в целом оказалась не выше, чем у американцев, сопоставимых с ними по исходному уровню здоровья и социально-экономическим параметрам. При этом лайнмены в среднем жили меньше. Исходя из этого, предыдущие данные о более высокой продолжительности жизни футболистов с высокой вероятностью можно связать с «эффектом здорового работника», заключают авторы исследования.
Ранее участие в высшей лиге обычного (не американского) футбола связали с высоким риском нейродегенеративных заболеваний, причем это касалось только полевых игроков, но не вратарей. Подобные риски подтверждали и на молекулярном уровне, а лечить хроническую травматическую энцефалопатию предлагали генной терапией. Подробно о профессиональных заболеваниях у игроков в американский футбол рассказывает материал «Потрясающий футбол», у боксеров — «Прямой в голову».
Исследование проводили в Швеции
Сара Мелин (Sara Melin) из Каролинского института и ее коллеги провели популяционное исследование и выяснили, что среди страдающих эпилепсией риск суицида повышен вдвое по сравнению с населением в целом. В анализ вошли все 60952 человека с этим диагнозом из шведских национальных регистров здравоохранения с 1998 по 2005 год, которые были живы в 2006 году. В течение 2006–2011 годов 190 из них покончили с собой. Авторы проанализировали их документацию, рассчитали частоту самоубийств по полу и возрасту, а также стандартизованные коэффициенты смертности (SMR). Результаты опубликованы в журнале Epilepsy & Behavior.