Ученые разработали новый способ борьбы с хронической травматической энцефалопатией — нейродегенеративным заболеванием, которое провоцируют постоянные травмы головного мозга. В эксперименте на мышах они заставили их клетки вырабатывать антитела против тау-белка, который вызывает симптомы ХТЭ. Результаты исследования опубликованы в журнале Human Gene Therapy.
Хроническая травматическая энцефалопатия, которую изначально называли «деменцией боксеров» — вызываемое частыми травмами головы нейродегенеративное заболевание, похожее на болезнь Альцгеймера. Постоянные травмы головы провоцируют хроническое воспаление, которое в свою очередь ведет к появлению аномальных отложений тау-белка в нейронах, астроцитах и вокруг кровеносных сосудов по всему головному мозгу, что приводит к смерти его клеток. Типичные симптомы хронической травматической энцефалопатии — депрессия, потеря памяти, слабоумие и суицидальное поведение. В настоящее время не существует специфической терапии, направленной на ХТЭ. Ранее ученые пытались лечить проявления этой энцефалопатии, вводя в организм антитела к тау-белку. Эксперименты на мышах дали неплохие результаты, однако использовать эту методику на людях вряд ли имеет смысл, поскольку подобный подход показал весьма умеренные результаты в случае болезни Альцгеймера. Как показали эксперименты, гематоэнцефалический барьер пропускает в мозг не более 0,5 процента от введенных антител.
Рональд Кристал (Ronald Crystal) из Медицинского колледжа Вейла Корнелла в Нью-Йорке и его коллеги предположили, что эту проблему можно решить, если заставить организм пациента самостоятельно вырабатывать антитела против тау-белка. Для этого необходимо ввести в ЦНС с помощью вирусных векторов ген, который кодирует антитела.
Чтобы проверить эту гипотезу, ученые провели эксперимент на трансгенных мышах линии C57BL/6 в возрасте 8-10 недель. Животным ввели обезболивающие, поместили их в специальную фиксирующую раму, где они получали удары по голове — по два удара в сутки с шестичасовым интервалом в течение пяти дней. После этого в течение суток за состоянием мышей наблюдали, и если они демонстрировали серьезные нарушения — частичный паралич, апноэ, другие симптомы, их исключали из эксперимента.
Оставшимся мышам (их было 38) через три недели после сеанса ударов ввели непосредственно в гиппокамп вирусный вектор — аденоассоциированный вирус AAVrh.10, который содержал последовательность, кодирующую антитела от тау-белка. Еще 10 мышей, перенесших удары, играли роль контрольной группы, и вирусы им не вводили, а группа из 10 других мышей не получала ни ударов, ни лечения. Спустя определенный период времени — от шести недель до шести месяцев после терапии — мышей умертвили, а мозг исследовали с помощью флуоресцентной микроскопии. Результаты исследования показали, что у мышей, получавших лечение с помощью вирусов, в мозге оказалось значимо меньше тау-белка, чем у мышей из контрольной группы, или у мышей, которые получали «пустые» вирусы, без генетической последовательности, кодирующей антитела к тау-белку.
Авторы исследования полагают, что этот метод позволит разработать новую стратегию, призванную предотвратить развитие хронической травматической энцефалопатии у людей, перенесших травмы.
Подробнее про ХТЭ и историю его исследования читайте в нашем материале «Потрясающий футбол».
Сергей Кузнецов
Лучшие снимки конкурса European Wildlife Photographer of the Year 2025
24 октября German Society for Nature Photography (GDT) объявило победителей ежегодного конкурса European Wildlife Photographer of the Year, который существует уже четверть века. На этот раз жюри отметило 107 работ в восьми категориях и четырех специальных номинациях. Посмотрите на лучшие снимки этого года.