Европейцы использовали копьеметалку 31 тысячу лет назад

Это древнейшие достоверные свидетельства использования копьеметалок

Археологи исследовали каменные наконечники, найденные на верхнепалеолитическом памятнике Мезьер-Каналь. С помощью серии экспериментов ученые выяснили, что, по-видимому, эти артефакты использовались в качестве наконечников дротиков, которые охотники-собиратели бросали с помощью копьеметалки около 31 тысячи лет назад. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports, это древнейшие достоверные свидетельства использования копьеметалок.

Большую часть своей истории люди оставались охотниками-собирателями. Известно, что еще в эпоху каменного века они использовали как минимум четыре типа оружия: колющие и метательные копья, копьеметалки с дротиками и лук со стрелами. При этом до конца не ясно, когда появились эти типы вооружения.

Копьеметалки и луки представляют особый интерес, поскольку они позволили увеличить дальность поражения добычи, силу броска или давали возможность охотиться на животных, которых сложно добыть с помощью копий. Судя по найденным наконечникам, лук и стрелы появились в Африке больше 60 тысяч лет назад, а в Европе — около 54 тысяч лет назад. При этом самые древние сохранившиеся стрелы гораздо моложе — им около 11–12 тысяч лет, а нашли их на археологическом памятнике Штелльмор (Германия). Самым ранним свидетельствам использования копьеметалок около 20 тысяч лет — фрагменты этого оружия обнаружили в пещере Плакар (Франция).

Джастин Копп (Justin Koppe) совместно с коллегами из Льежского университета исследовал находки, сделанные во время раскопок стоянки Мезьер-Каналь, которую в 1966 году обнаружили в Бельгии недалеко от города Монс. Археологи нашли здесь больше 34 тысяч артефактов, остатки фауны и очаги, возраст которых составляет около 31 тысячи лет. В общей сложности здесь раскопали 945 отретушированных орудий, среди которых преобладали резцы (40,4 процента), заостренные орудия (22,6 процента). 185 артефактов исследователи классифицировали как острия, которые включают как метательные наконечники, так и каменные ножи.

Ученые изучили 97 артефактов из этой стоянки и зафиксировали на них следы повреждений и износа. После чего они провели серию экспериментов, в ходе которых археологи создали 16 копий наконечников из памятника Мезьер-Каналь и закрепили их на древках тремя способами: с помощью клея (смесь смолы и пчелиного воска), сухожилий или комбинации первых двух способов. А затем исследователи проверили, как использовались такое оружие: в качестве метательных или колющих копий, дротиков или стрел.

Повреждения, появившиеся на предметах, позволили ученым заключить, что, скорее всего, наконечники из стоянки Мезьер-Каналь представляли собой фрагменты дротиков, которые бросались с помощью копьеметалки. Экспериментальные дротики достигали в длину 210 сантиметров и массы 160–300 грамм, что в целом попадает в диапазон изменчивости подобных предметов вооружения у различных арктических и австралийских охотников. По мнению ученых, полученные результаты предоставляют прямые доказательства того, что уже 31 тысячу лет назад древние люди использовали в Европе копьеметалки. Это примерно на десять тысяч лет раньше свидетельств, обнаруженных на французской стоянке Плакар.

Ранее на N + 1 рассказывали, как российские археологи сделали неандертальские копья и потыкали ими туши барана и быка. А затем проанализировали следы, оставшиеся на оружии после ударов. Похоже, что неандертальцы использовали такие орудия для контактной охоты.

Омегаобразные артефакты из палеолитических памятников Франции назвали деталями копьеметалок