В темных комнатах их сердца забились чаще, а в красных усилилось потоотделение
Психологи из Швейцарии поместили людей в VR-комнату с красными или синими стенами разной яркости и насыщенности и записали их электрокардиограмму и активность потовых желез. Выяснилось, что люди возбуждаются несколько сильнее в темных и красных комнатах, хотя не ясно, как именно это работает. Исследование опубликовано в Royal Society Open Science.
Предполагается, что цвета могут влиять на наше самочувствие и настроение: одни, например, относят к успокаивающим, другие — к возбуждающим. Однако исследований о том, как цвета действуют на психологическое состояние людей, не очень много, их методики разнятся, а результаты не выглядят однозначными. Часто ученые просят людей просто сказать о том, с какими эмоциями ассоциируется цвет — но такие ассоциации могут быть закреплены в языке и культуре, а не связаны с реальными ощущениями.
Марике Ливе Вейс (Marieke Lieve Weijs) из Цюрихского университета и ее коллеги решили проверить влияние цвета на людей, поместив их в виртуальную реальность — в комнаты с красными или синими стенами. В исследовании участвовало 60 человек (39 женщин), средний возраст которых составлял 27,6 лет. Участники не должны были знать, в чем суть эксперимента, поэтому одна группа находилась только в красной виртуальной комнате, другая — только в синей. Но для каждой группы ученые меняли яркость цвета (на низкую и среднюю) и насыщенность (на среднюю и высокую). Также в виртуальной комнате исследователи смоделировали источники цвета и применили рендеринг теней — то есть условия были похожи на реальные.
Ученые записывали электрокардиограмму участников и их электродермальную активность (активность потовых желез) до того, как участники надели VR-очки, и во время самого эксперимента. Во время эксперимента людей просили быть сосредоточенными, им разрешалось осматриваться и вертеть головой. Дополнительно людей просили самостоятельно оценить свои ощущения — эмоцию (от грусти до радости) и уровень возбуждения.
Частота сердечных сокращений была немного выше в темных комнатах (с низкой яркостью), а вариабельность сердечного ритма — ниже. Это значит, что люди были более возбуждены в темных помещениях, независимо от их цвета. Активность потовых желез была выше у тех, кто находился в красных комнатах, особенно — с низкой яркостью и высокой насыщенностью или со средней яркостью и средней насыщенностью (p = 0,046). Это уже говорило о том, что красный цвет стен возбуждал участников сильнее. То, как участники сами оценивали уровень своего возбуждения, коррелировало с частотой сердцебиения, но не с другими показателями.
Исследователи также предполагали, что более насыщенные цвета будут возбуждать сильнее, но эта гипотеза не подтвердилась. Авторы отметили, что, поскольку они тестировали лишь два оттенка, результаты стоит интерпретировать осторожно. Возможно, дело не в красном и синем цвете, а в теплых и холодных цветах — это можно будет проверить в будущих исследованиях. Также авторы говорили о том, что роль могут играть эстетические предпочтения людей и их опыт.
Цвет может повлиять и на решения: для людей, чрезмерно привередливых по отношению к еде, оказался важен цвет посуды. От него зависели воспринимаемая соленость пищи и желание ее употребить.
При меньшей частоте побочных эффектов
Хироэ Ху (Hiroe Hu) из Национального института психического здоровья США с коллегами провела клинические испытания и пришла к выводу, что эффективность практик медитации осознанности при различных тревожных расстройствах сопоставима с приемом антидепрессанта эсциталопрама. Во вторичный анализ испытаний TAME вошли 276 пациентов (средний возраст 33 года; 75 процентов — женщины) с клинически установленным диагнозом агорафобии, панического расстройства, генерализованного или социального тревожного расстройства. Половине из них еженедельно проводили тренинги по теории и практике нескольких видов медитации осознанности, остальным назначили эсциталопрам в дозе 10–20 миллиграмм в день. Степень тревожности, депрессии и качество жизни оценивали слепым методом по трем опросникам пациентов и трем опросникам лечащих врачей. Результаты опубликованы в журнале JAMA Network Open.