Таштыкцев заподозрили в манипуляциях с посмертно трепанированными головами

На это указало исследование черепов из Оглахтинского могильника

Российские ученые с помощью методов археологической трасологии и судебной криминалистики исследовали трепанированные черепа из Оглахтинского грунтового могильника, относящегося к таштыкской культуре. Исследователи установили, что в большинстве случаев таштыкцы проводили посмертную трепанацию в затылочной области черепа. Обычно они прорубали кости с помощью долотовидного орудия, после чего выламывали кусок черепа внутрь или наружу. При этом следы на некоторых отверстиях указывают на то, что после удаления мозга таштыкцы, по-видимому, проводили дополнительные манипуляции с головой покойного. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Сибирские исторические исследования.

В Боградском районе Республики Хакасия, на левом берегу Енисея, находится Оглахтинский грунтовый могильник — базовый памятник таштыкской археологической культуры, сложившейся в Минусинской котловине в начале нашей эры. Этот древний некрополь совершенно случайно обнаружил местный житель еще в 1902 году, когда верхом на лошади он провалился в могильную яму, деревянное перекрытие которой не выдержало тяжести наездника и его коня. Уже на следующий год после открытия начались археологические исследования этого объекта, которые с перерывами продолжаются и в настоящее время.

По оценкам ученых, Оглахтинский могильник состоит более чем из 300 погребений II-IV веков нашей эры, в каждом из которых покоятся останки от одного до десяти человек. Благодаря местному микроклимату в некоторых могилах прекрасно сохранились изделия и конструкции из органических материалов, включая погребальные срубы, деревянную утварь и одежду. Но больше известен этот могильник благодаря дошедшим до наших дней мумифицированным телам, погребальным куклам с кремированными останками покойных, а также гипсовым маскам, закрывавшим лица умерших.

Евгения Учанева (Evgeniia Uchaneva) из Томского государственного университета и Музея антропологии и этнографии РАН совместно с коллегами исследовала 29 черепов, раскопанных в разные годы в Оглахтинском могильнике. На 21 черепе ученые зафиксировали трепанации, результатам изучения которых с помощью методов археологической трасологии и судебной криминалистики они и посвятили новую работу.

Исследователи отметили, что посмертной трепанации таштыкцы подвергали как взрослых мужчин и женщин, так и детей. Причем обычно для операции они выбирали затылочную область черепа. Ученые установили, что в подавляющем большинстве случаев доисторические жители Сибири прорубали отверстия с помощью долотовидного орудия, после чего выламывали внутрь или наружу кусок черепа. Но среди изученных случаев оказались два исключения. Так, на одном черепе присутствуют следы как от прорубания, так и от прорезания, сделанного, по-видимому, ножом или бритвой. Кроме того, на останках одного человека ученые зафиксировали, вероятно, прижизненную трепанацию, сделанную методом сверления.

Отдельное внимание исследователи уделили трепанациям, названным «глубокими». В этих случаях отверстие захватывало основание черепа, а это значит, что человек, проводивший операцию, должен был предварительно срезать многочисленные мышцы шеи и головы. Следы от подобных манипуляций также присутствуют на одном из черепов.

Кроме того, ученые отметили, что края многих трепанационных отверстий сглажены и заполированы. Это свидетельствует о том, что манипуляции с черепами не ограничивались удалением мозга. Возможно, это результат того, что до погребения головы вместе с телом или без него выставлялись или подвешивались.

Ранее на N + 1 рассказывали, что археологи обнаружили в могиле таштыкской культуры свидетельства древней эксгумации. По всей видимости, это произошло в рамках многоэтапного погребального обряда.

Палеогенетики подтвердили родство таштыкских мумий с сибирскими скифами