Косатка проглотила шесть каланов и подавилась седьмым

Это одно из немногих свидетельств охоты косаток на каланов

Зоологи провели вскрытие самки косатки, выброшенной на побережье острова Беринга в Командорском архипелаге. В ее желудке были обнаружены шесть целых каланов, а еще один застрял в пищеводе — вероятно, он и погубил эту особь. При этом генетический анализ показал, что самка, возможно, прибыла к берегам Командорских островов из вод у побережья Аляски или восточной части Алеутских островов. Как отмечается в статье для журнала Aquatic Mammals, хотя плотоядные косатки, обитающие на севере Тихого океана, часто охотятся на морских млекопитающих, свидетельства того, что они могут убивать и поедать каланов, очень редки.

Каланы (Enhydra lutris) — крупные морские хищники, которые регулируют численность морских ежей и двустворчатых моллюсков. Однако порой они сами становятся добычей. Например, недавно зоологи выяснили, что на южном побережье Аляски на каланов регулярно охотятся волки (Canis lupus). Еще одним их врагом считаются косатки (Orcinus orca). Этих китообразных даже обвиняют в сокращении численности каланов на Алеутских островах начиная с 1990 годов. Впрочем, зафиксировано всего несколько нападений косаток на каланов, лишь некоторые из которых закончились успешно. Кроме того, однажды останки калана обнаружили в желудке косатки.

Зоолог Сергей Фомин (Sergey V. Fomin) из Тихоокеанского института географии Дальневосточного отделения Российской академии наук и его коллеги описали еще один пример охоты косаток на каланов. Весной 2020 года Фомин обнаружили на острове Беринга в Командорском архипелаге выброшенную на берег мертвую косатку. Осмотр показал, что это взрослая самка длиной 6,3 метра. В ее желудке оказалось шесть туш каланов (три самки и три самца) общим весом 110 килограмм. Судя по тому, что на каланьих телах почти не было повреждений, косатка проглотила их целиком. Между ротовой полостью и пищеводом самки исследователь нашел еще одну тушу калана весом семь килограмм. Кроме того, в желудке были обнаружены 18 фрагментов клювов головоногих моллюсков, а в кишечнике — 238 таких фрагментов. Помимо пищи, в желудке косатки оказались три небольших куска пластикового мусора.

Скорее всего, самка косатки погибла от удушья из-за того, что застрявший в ее пищеводе калан заблокировал дыхательные пути. Ранее уже были описаны похожие случаи гибели дельфинов, которые подавились рыбой. Фомин и его соавторы предполагают, что на момент гибели самка была беременна, однако из-за удушья у нее случилось мертворождение и выпадение влагалища.

Фомин взял у погибшей косатки образец кожи, который затем подвергли генетическому анализу. В результате у самки был выявлен митохондриальный гаплотип GAT, который часто встречается в популяции плотоядных косаток, обитающих у восточных Алеутских островов и в заливе Аляска. Вокруг Командорских островов и в целом на западе Тихого океана этот гаплотип у косаток до сих пор не отмечался. Исследователи также поискали особей с такой же формой седловидного пятна за спинным плавником, как у погибшей особи, в каталоге снимков плотоядных косаток Командорских островов и Камчатки. Совпадений найти не удалось. Таким образом, не исключено, что самка прибыла к Командорским островам из вод у побережья Аляски и восточной части Алеутского архипелага.

Исследователи отмечают, что плотоядные косатки, которые живут у Командорских островов, охотятся на различных морских млекопитающих, в первую очередь на северных морских котиков (Callorhinus ursinus), а также белокрылых морских свиней (Phocoenoides dalli), обыкновенных тюленей (Phoca vitulina), финвалов (Balaenoptera physalus) и северных плавунов (Berardius bairdii). Однако в акватории архипелага известно всего одно нападение этих хищников на каланов. Более того, сообщения об охоте косаток на каланов в российских водах в целом редки, а описания таких атак очень расплывчаты. Если погибшая самка действительно происходит с Алеутских островов и Аляски, возможно, она научилась охотиться на каланов у себя на родине и использовала этот навык на Командорских островах.

Впрочем, по словам авторов, неясно, была ли охота самки на каланов нормальным поведением или отклонением, вызванным проблемами со здоровьем (на них может указывать более тонкий, чем в среднем, слой жировой прослойки). Кроме того, неизвестно, почему она проглатывала их целиком, хотя обычно косатки разрывают добычу и съедают только самые питательные части. Возможно, это также объясняется состоянием здоровья самки или сильным голодом (хотя всего в десяти километрах от места гибели самки расположена колония морских котиков, так что сомнительно, что она страдала от недостатка добычи). Исследователи подчеркивают, что их находка не может быть дополнительным аргументом в пользу того, что численность каланов на Алеутских островах, а в последние пятнадцать лет и на Командорских островах, снижается из-за нападений косаток. Тем не менее, косаток можно считать дополнительным фактором смертности каланов.

Ранее мы рассказывали о том, как южноафриканские косатки научились охотиться на белых акул (Carcharodon carcharias). Они убивают этих рыб, выедают жирную печень, а остальное бросают. Недавно такую охоту впервые запечатлели на видео с дрона.

Жители Джеймстауна во время голода 1609-1610 годов извлекли даже пульпу из зубов животных