У космической обсерватории «Евклид» начались проблемы с засветкой и наведением на цели

Однако их можно решить

Европейское космическое агентство продлило период ввода в эксплуатацию космической обсерватории «Евклид» из-за проблем с датчиком точного наведения и засветкой одного из основных научных инструментов. Обе проблемы не должны ухудшить эффективность будущей работы обсерватории.

«Евклид» запустили в космос в начале июля этого года, обсерватория оснащена 1,2-метровым телескопом, камерой VIS (VISible imager) и спектрометром и фотометром NISP (Near Infrared Spectrometer and Photometer). Ожидается, что за шесть лет научной программы «Евклид» поможет астрономам определить расстояние до многих далеких галактик, оценить распределение темной и барионной материи и скорость расширения Вселенной.

В конце июля обсерватория достигла рабочей гало-орбиты вокруг точки Лагранжа L2 в системе Солнце — Земля, а также откорректировала положение вторичного зеркала и получила первые данные с научных приборов. Однако затем выявились проблемы, приведшие к необходимости продления восьминедельного периода ввода в эксплуатацию. Первая касается датчика точного наведения обсерватории на цель, использующего оптические звездные датчики: он мог не обнаруживать тусклые звезды, а его работе мешал свет Солнца и космические лучи. В настоящее время завершается тестирование обновления программного обеспечения для решения этой проблемы. Оно уже прошло испытания на симуляторе обсерватории и на самой обсерватории и в следующий раз будет проверено под контролем Центра научных операций в центре ESAC в Испании.

Вторая проблема касается рассеянного от кронштейна двигательной установки солнечного света, который все же проникает через солнцезащитную изоляцию и достигает высокочувствительных детекторов камеры VIS, создавая артефакты на снимках при определенной ориентации обсерватории (около 10 процентов всех снимков). Это не должно создавать ощутимых проблем в работе, однако точное влияние на наблюдения будет определено позднее.

Подробнее о том, чем может быть темная материя и почему она так важна для ученых, можно узнать из материала «Невидимый цемент Вселенной».