Трилобит перед смертью наелся мелких придонных беспозвоночных

Палеонтологи реконструировали его последнюю трапезу

Палеонтологи впервые исследовали трилобита с сохранившимся содержимым пищеварительного тракта. Анализ показал, что древнее животное, которое относилось к виду Bohemolichas incola и жило на территории современной Чехии около 465 миллионов лет назад, перед смертью наелось рачков-остракод, моллюсков и других мелких придонных беспозвоночных с тонкими или легко разделяемыми экзоскелетами. Как отмечается в статье для журнала Nature, вероятно, этот вид трилобитов питался останками мертвых животных, которые собирал на морском дне, а также, в меньшей степени, живыми особями мелкого размера.

Палеонтологам обычно приходится судить о рационе вымерших животных по косвенным признакам, например, строению ротового аппарата и пищеварительной системы, износу зубов или, в случае видов, которые жили относительно недавно, по изотопному анализу коллагена из их костей. Однако порой в руки специалистов попадают остатки живых организмов с сохранившимся содержимым желудка или кишечника. Такие находки позволяют точно выяснить, чем питались древние животные. Например, несколько лет назад палеонтологи смогли реконструировать последнюю трапезу панцирного динозавра Borealopelta markmitchelli по окаменевшему содержимому его желудка. Оказалось, что он питался в основном папоротниками. А между ребер микрораптора Microraptor zhaoianus исследователи обнаружили стопу съеденного им мелкого млекопитающего.

Команде палеонтологов под руководством Пера Альберга (Per E. Ahlberg) из Уппсальского университета выпала возможность реконструировать рацион существа, которое жило на планете намного раньше динозавров. В руки исследователей попал отлично сохранившийся экземпляр трилобита Bohemolichas incola возрастом около 465 миллионов лет, обнаруженный на ордовикской формации Шарка в Чехии. Экзоскелет древнего беспозвоночного оказался почти не поврежден, вероятно, потому что оно погибло мгновенно, в результате подводного оползня. А еще этот экземпляр стал первым трилобитом, у которого сохранилось окаменевшее содержимое пищеварительного тракта.

Воспользовавшись методом фазово-контрастной синхротронной микротомографии, Альберг с соавторами смогли заглянуть внутрь тела трилобита. Выяснилось, что пищеварительный тракт древнего животного почти полностью заполнен мелкими окаменелостями. В первую очередь это были фрагменты раковин рачков-остракод (Ostracoda). Некоторые их створки сохранились в неповрежденном виде, благодаря чему удалось установить, что они принадлежали молодым представителям вида Conchoprimitia osekensis. Авторы также обнаружили в пищеварительном тракте трилобита раковину хиолита (представителя вымершей группы беспозвоночных, напоминавших моллюсков) из рода Elegantilites и крышечку от раковины еще одного хиолита. Помимо этого среди окаменевшего содержимого пищеварительного тракта нашлись известковые пластинки иглокожих из вымершей группы Stylophora и фрагменты раковин двустворчатых моллюсков.

Основываясь на распределении окаменелостей съеденных животных в теле трилобита, исследователи реконструировали строение его пищеварительной системы. Передняя часть пищеварительного тракта трилобита была широкой, а в его голове располагался желудок, состоявший из двух камер, более мелкой вентральной и более крупной дорсальной. Вероятно, вентральная камера служила для хранения проглоченной пищи, которая затем поступала для переваривания в дорсальную камеру и кишечник. За желудком шла короткая и более узкая средняя кишка со слепыми выростами-дивертикулами и пищеварительными железами, которая переходила в еще более узкую заднюю кишку. Задний проход открывался в конце осевой доли туловища. В целом пищеварительная система трилобита была довольно простой и при взгляде сбоку напоминала по форме перевернутую букву J. Поскольку известковые экзоскелеты беспозвоночных в кишечнике трилобита не содержат следов разрушения под воздействием кислоты, скорее всего, в нем поддерживалась нейтральная или щелочная среда, как и у современных ракообразных и мечехвостов. Вероятно, эта особенность была характерна для общего предка всех членистоногих.

По мнению Альберга и его соавторов, трилобит B. incola питался донными беспозвоночными со скелетами из карбоната кальция. Судя по содержимому пищеварительной системы, он предпочитал мелких животных, которых можно проглотить целиком, либо обладателей тонких и легко распадающихся на части скелетов. Однако толстые раковины и панцири трилобит этот раскалывать, скорее всего, не мог. Можно предположить, что B. incola был неспециализированным падальщиком и собирателем, который поедал мертвых и в меньшей степени живых беспозвоночных подходящего размера и с не слишком прочным экзоскелетом. При этом после смерти трилобита он сам стал пищей для любителей падали, на что указывают вертикальные норы в окаменевшем осадке вокруг него, в основном в районе головы. Впрочем, благодаря тому, что остатки B. incola оказались быстро погребены под слоем осадка, этот экземпляр в целом мало пострадал от падальщиков.

Ранее мы рассказывали о том, как палеонтологи обнаружили трилобита, у которого были видоизменены десятая и одиннадцатая пары конечностей. Ученые считают, что это был самец, который при помощи этих крюкоподобных конечностей удерживал самку во время спаривания. Находка имеет большое значение, так как до сих пор о размножении трилобитов практически ничего не было известно.

«Динозавры России: Прошлое, настоящее, будущее»