Палеонтологи реконструировали последнюю трапезу панцирного динозавра

Раннемеловой панцирный динозавр Borealopelta markmitchelli питался в основном листьями папоротников. Реконструировать предпочтения древнего ящера помог анализ окаменевшего содержимого его желудка, результаты которого опубликованы в Royal Society Open Science. Это одно из немногих прямых указаний на рацион динозавров.

Мы привыкли к мысли, что одни динозавры были хищниками, а другие травоядными. Однако в основе этих представлений почти всегда лежат косвенные свидетельства, например, строение зубов и пищеварительной системы. Прямые доказательства, что тот или иной вид динозавров придерживался определенного рациона, встречаются нечасто.

Наиболее ценные данные о диете древних ящеров могут предоставить кололиты — окаменевшие фрагменты содержимого желудка или кишечника. В разное время сообщалось о находках кололитов зауроподов (Sauropoda), утконосых (Hadrosauridae) и панцирных динозавров (Ankylosauria). К сожалению, многие из них при тщательном изучении оказывались малоинформативными. Исключение составляют лишь несколько кололитов анкилозавров, в которых палеонтологам удалось обнаружить семена растений и даже кости рыб.

Редкая возможность подробно изучить содержимое динозаврового желудка представилась специалистам во главе с Калебом Брауном (Caleb M. Brown) из Королевского Тиррелловского палеонтологического музея. В 2011 году они обнаружили в канадской провинции Альберта экземпляр панцирного динозавра возрастом 110 миллионов лет с отлично сохранившимися мягкими тканями. В 2017 году он был описан под названием Borealopelta markmitchelli и причислен к семейству нодозавров (Nodosauridae).

Помимо тканей самого динозавра, окаменелость содержала сферу размером с футбольный мяч, которую палеонтологи из команды Брауна определили как кололит. В ходе нового исследования они сделали семь срезов окаменевшего содержимого кишечника и внимательно изучили их под микроскопом. Все фрагменты растительного происхождения по возможности идентифицировали.

Анализ содержимого желудка показал, что любимой пищей Borealopelta markmitchelli были листья папоротников из подкласса Polypodiidae. Они составляли 85 процентов проглоченной им лиственной массы (доля которой в содержимом кишечника, в свою очередь, достигала 88 процентов). Широко распространенные в раннем мелу саговники и хвойные составляли меньшую часть рациона, а хвощи, вопреки существующим представлениям, и вовсе не были обнаружены внутри кололита. Следы древесного угля указывают на то, что динозавр поедал молодую поросль, пробившуюся из-под земли после лесного пожара.

Палеонтологам также удалось установить время смерти динозавра. Судя по годичным кольцам на проглоченной веточке и наличию в кололите зрелых спор папоротника, его жизнь оборвалась в конце весны или начале лета. Вскоре после смерти тело оказалось в море, где его укрыли донные отложения. Именно они позволили мягким тканям так хорошо сохраниться.

По словам авторов, изученный ими кололит сохранился намного лучше всех известных до сих пор. Анализ его содержимого позволил не только оценить диету одного вида динозавров, но и частично реконструировать среду, в которой он обитал.

Порой изучение рациона динозавров приносит куда более мрачные открытия. Например, недавно исследователям удалось обнаружить окаменевшие кости аллозавров со следами зубов сородичей. Это значит, что эти динозавры были каннибалами. Возможно, они обгладывали кости павших представителей своего вида или даже охотились во время бескормицы.

Новозеландцы описали древнейшего малого пингвина