У молодой ирландки обнаружили редкий легочный протеиноз

Обычно его находят у курящих мужчин

Молодая ирландка три недели жаловалась на нарастающую одышку и продуктивный кашель. К моменту поступления в больницу у нее развилась дыхательная недостаточность, а многочисленные исследования показали, что у нее развился альвеолярный протеиноз — очень редкое заболевание, при котором в альвеолах накапливаются белки и липиды сурфактанта. Случай описан в BMJ Case Reports.

При альвеолярном протеинозе из-за дефекта работы легочных макрофагов в альвеолах накапливаются остатки фосфолипидов и белков сурфактанта. Это происходит из-за отсутствия гранулоцитарно-макрофагального колониестимулирующего фактора (ГМ-КСФ), против которого начинают вырабатываться аутоантитела. В большинстве случаев такой протеиноз развивается у злостных курильщиков и встречается у 7-27 человек на миллион населения, чаще у мужчин. При врожденных формах протеиноза наблюдаются дефекты генов сурфактанта и ГМ-СКФ.

Кара Луиза Уэлдрик (Cara Louise Weldrick) с коллегами из Университетской больницы Лимерика описали случай легочного протеиноза у молодой женщины с биполярным расстройством и гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью. Она обратилась к врачам с жалобами на продуктивный кашель и нарастающую одышку. Она не курила, у нее не было профессиональных вредностей, она не выезжала за границу и не контактировала с инфекционными больными.

При осмотре насыщение крови кислородом составило 83 процента, а частота дыхания — 22 дыхательных движения в минуту. При аускультации легких врачи отметили двустороннюю крепитацию в нижних отделах легких. Анализ газов артериальной крови показал дыхательную недостаточность с парциальным давлением кислорода 6,2 килопаскаля (норма 10-12), парциальным давлением углекислого газа 5,2 кПа (норма 4,6-6), pН 7,418 (норма 7,35-7,45) и содержанием бикарбоната 25,1 миллимоль на литр (норма ± 2,5). Остальные лабораторные анализы крови, в том числе на антиядерные антитела, ревматоидный фактор, антинейтрофильные цитоплазматические антитела и иммуноглобулины, были в норме.

Рентгенография грудной клетки показала обширные двусторонние инфильтраты в нижних долях легких. Компьютерная томография грудной клетки выявила диффузные двусторонние затемнения по типу «матового стекла» с утолщением междолевой плевры. Жидкость из бронхоальвеолярного лаважа имела характерный молочный оттенок, и в ней не обнаружили патогенных микроорганизмов. Трансбронхиальная биопсия и цитологическое исследование жидкости бронхоальвеолярного лаважа показали обилие гранулированного и уплотненного белкового материала. Врачи провели дополнительное исследование и обнаружили антитела к ГМ-КСФ, что дало основание для диагноза легочного альвеолярного протеиноза.

На момент написания статьи врачи сообщали о тотальном промывании легких у пациентки, ее также включили в клиническое исследование ингаляционной рекомбинантной терапии ГМ-КСФ.

Одышка может быть симптомом самых разных заболеваний и повреждений легких. Например, она может возникать из-за псевдоопухоли легкого, повреждения легкого лекарством или надрыва легкого из-за ковида.

Ротавирус оказался наиболее распространенным возбудителем смертельной диареи у детей