Жившего 8,5 тысячи лет назад африканца убили обожженной костью

Жертву насилия нашли в Центральном Судане

Археологи и антропологи обнаружили в Центральном Судане жертву убийства, произошедшего около 8637–8463 лет назад. В одном из погребений могильника Сфинкс они нашли останки взрослого мужчины, между лопаткой и ребрами которого лежал фрагмент обожженной кости животного. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале African Archaeological Review, удар этим предметом, по всей видимости, был фатальным.

Межличностное насилие сопровождало человечество с глубокой древности. Одни из самых ярких тому примеров, относящихся еще к эпохе нижнего палеолита, это останки людей, найденные в испанской пещере Сима-де-лос-Уэсос. Как минимум на 17 из 20 черепов людей гейдельбергских из этого памятника палеоантропологи обнаружили свидетельства серьезных травм. Другой пример — это останки взрослого мужчины-кроманьонца из известного памятника Сунгирь. Недавно исследователи выяснили, что около 35–33 тысяч лет назад кто-то проломил череп этому человеку каменным предметом. Похожее повреждение получил и древний сапиенс из грота Кро-Маньон.

В конце эпохи плейстоцена появляются и свидетельства достаточно крупных вооруженных конфликтов, свидетельства чему, например, нашли в могильнике Джебель-Сахаба, возраст которого около 13,4–18,6 тысячи лет. На этом памятнике, расположенном на границе современных Египта и Судана, исследователи обнаружили десятки людей со следами травм, полученных в межгрупповых столкновениях.

В новой работе группа ученых из Великобритании, США, Франции и Чехии во главе с Ленкой Варадзиновой (Lenka Varadzinová) из Карлова университета представили результаты раскопок, проходивших на другом памятнике долины Нила. В Центральном Судане, рядом с шестым нильским порогом, археологи исследовали объект Сфинкс, который состоит из поселений, существовавших около 11057–6659 лет назад, а также погребальных комплексов, возраст которых около 7867–8720 лет.

В общей сложности между 2011 и 2019 годами ученые обнаружили здесь останки как минимум 45 человек, палеопатологическое исследование которых показало, что местное население, относившееся к культуре раннего Хартума, в целом было достаточно здоровым и мирным. Однако на этом фоне выделяется один индивид, которого, как и остальных людей, похоронили в скорченном положении.

Антропологи установили, что останки принадлежали взрослому мужчине, который жил около 8637–8463 лет назад и умер в возрасте более 30 лет. Между его лопаткой и ребрами исследователи обнаружили обожженный фрагмент кости какого-то животного, видовую принадлежность которого не удалось установить даже с помощью масс-спектрометрической дактилоскопии (ZooMS). Возможно, это часть локтевой кости крупного млекопитающего, другой вариант — фрагмент таза или лопатки животного среднего размера.

На этой кости отсутствуют следы износа и обработки (за исключением того, что она подвергалась воздействию высокой температуры), поэтому нельзя подтвердить, была ли она орудием и оружием. Возможно, это фрагмент более крупного предмета, форма и размер которого неясны. Тем не менее его использовали, чтобы нанести исследованному мужчине мощный удар, по-видимому, ставший смертельным. Ученые заключили, что это не только единственный случай подобной травмы в могильнике Сфинкс, но и вообще редкий случай межличностного насилия эпохи раннего голоцена, выявленный в этом регионе.

Ранее на N + 1 рассказывали о другой жертве доисторического насилия. Ей оказалась взрослая женщина, жившая в середине VI тысячелетия до нашей эры на территории современной Италии. На ее черепе ученые обнаружили сквозное повреждение D-образной формы, которое вполне могло быть причиной смерти.

Антропологи подтвердили подлинность головы египетской мумии из итальянского музея