Палеоклиматологи не разрешили людям пережить в Европе оледенение 1,1 миллиона лет назад

Похолодание оказалось слишком мощным

Палеоклиматологи исследовали керн донных отложений, извлеченный на юго-западной окраине Португалии. Они обнаружили, что оледенение, произошедшее примерно 1,154–1,123 миллиона лет назад, было мощнее, нежели считалось ранее, и сопоставимо с самыми экстремальными похолоданиями, произошедшими за последние 400 тысяч лет. По мнению ученых, это климатическое событие привело к тому, что древние люди исчезли в Европе и заселили ее повторно, когда условия окружающей среды стали более благоприятными. Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

Первые люди покинули Африку примерно два миллиона лет назад и как минимум 1,8 миллиона лет назад продвинулись на север до Закавказья, о чем свидетельствуют антропологические находки из Дманиси и Орозмани. Судя по археологическим материалам, примерно в это же время гоминины достигли и юга России, однако их останков пока не найдено. В Европе же самые ранние каменные орудия из Италии и Испании указывают на то, что в этой части света первые люди оказались примерно на 200 тысяч лет позже — около 1,6 миллиона лет назад. При этом антропологических находок такой древности неизвестно. Возраст самой ранней из них предварительно оценивается в 1,4 миллиона лет и происходит из испанской пещеры Сима-дель-Элефанте.

Среди ученых нет единого мнения относительно того, присутствовали ли древние люди в Европе на протяжении всей последующей истории, или же по мере ухудшения климата они вымирали или переселялись в более южные регионы, после чего повторно возвращались, когда условия становились благоприятнее. В новой работе Василики Маргари (Vasiliki Margari) из Университетского колледжа Лондона совместно с коллегами из Великобритании, Испании, Южной Кореи представила результаты исследования керна донных отложений, который извлекли на юго-западной окраине Португалии.

С помощью анализа стабильных изотопов кислорода, исследования содержания алкенов, пыльцы и рентгенофлуоресцентного анализа ученые реконструировали палеоклимат, который был в Южной Европе примерно между 1,38 и 1,123 миллиона лет назад. Исследователи обнаружили, что во время похолоданий, происходивших примерно до 1,2 миллиона лет назад, условия на Пиренейском полуострове оставались достаточно мягкими и в целом позволяли древним людям выжить.

Однако во время морской изотопной стадии 34 (около 1,154–1,123 миллиона лет назад) наступило оледенение, длившееся примерно 31 тысячу лет. Пик экстремального похолодания пришелся примерно на 1,127 миллиона лет назад, когда на 95 процентов ослабла атлантическая меридиональная циркуляция, температура поверхности океана достигла 5,6 градуса Цельсия, а ландшафт превратился в сухую степь. Для сравнения: в межледниковый период, пик которого пришелся примерно на 1,366–1,353 миллиона лет назад, температура поверхности океана достигала 20 градусов Цельсия. По данным палеоклиматологов, похолодание, произошедшее во время морской изотопной стадии 34, сопоставимо по своей суровости с самыми экстремальными ледниковыми максимумами последних 400 тысяч лет (около 345, 265 и 155 тысяч лет назад).

По данным исследователей, резкое ухудшение климата привело к тому, что древние гоминины исчезли в Южной Европе, поскольку уровень тогдашнего культурного развития вряд ли бы позволил справиться с таким вызовом. К этому времени люди, по-видимому, еще не умели разводить огонь, не делали хорошей одежды и не строили жилищ — по крайней мере этому нет археологических подтверждений. Ученые полагают, что вновь на юг Европы люди пришли спустя несколько сотен тысяч лет, а в ископаемом виде они дошли до нас в виде так называемого человека-предшественника (Homo antecessor).

Ранее на N + 1 рассказывали, что палеоклиматологи исследовали проблему первоначального заселения Америки. Они определили, что наиболее подходящие условия для миграции из Берингии на юг по сезонному морскому льду сложились около 24,5–22 и 16,4–14,8 тысячи лет назад.

Жителям тропических стран предложили массово разводить питонов на мясо