Рядом с могилой польской «вампирши» нашли девиантное захоронение ребенка

Его похоронили ничком и с навесным замком

Польские археологи, раскапывающие некрополь, в котором в прошлом году обнаружили могилу «вампирши», нашли еще одно необычное погребение. На дне могильной ямы лежали останки ребенка, прожившего около пяти—семи лет, которого похоронили ничком. Под его костями археологи обнаружили замок, похожий на тот, что находился в могиле «вампирши». Об этом сообщается на сайте Университета Николая Коперника в Торуни.

Порой археологам встречаются девиантные захоронения, выделяющиеся благодаря отличающемуся от общепринятого в этой культуре погребальному обряду. Например, покойных могли похоронить за пределами кладбища, лишить некоторых частей тела, уложить в могилу ничком или сопроводить необычными вещами. Это связано как с системой верований, так и с обстоятельствами жизни и смерти этих людей (подробнее об этом можно прочитать в материале «Странные захоронения железного века в Оксфордшире»).

Одним из примеров девиантных захоронений выступают могилы так называемых «вампиров». Из-за страха, что некоторые покойные могут восстать, люди вкладывали камни в рот умершим, калечили их тела, прибивали к земле, а также размещали на них серпы, косы и прочие предметы. Одну из таких могил в прошлом году раскопали в некрополе XVII–XVIII веков, расположенном неподалеку от польского города Быдгощ (Куявско-Поморское воеводство). Тогда исследователи нашли останки «вампирши», на шее которой лежал железный серп, а на большом пальце левой ноги находился навесной замок. Возможно, ее опасались из-за необычной внешности — передний зуб молодой женщины выпирал вперед. Осенью этого года ученые рассчитывают получить результаты анализа ее ДНК.

Польские археологи из Университета Николая Коперника в Торуни во главе с профессором Дарюшом Полиньским (Dariusz Polinski) продолжили раскопки этого некрополя. Оказалось, что девиантных захоронений в этом погребальном комплексе было больше.

Примерно в полутора—двух метрах от могилы «вампирши» исследователи нашли погребение ребенка, прожившего около пяти—семи лет. Вероятно, из-за страха перед покойным его тело разместили ничком, то есть лицом вниз. Под его костями археологи обнаружили навесной замок, похожий на тот, что лежал на левой ноге молодой женщины. Более того, значительная часть скелета ребенка отсутствовала, а сама могила нарушена. Поэтому исследователи не исключили, что кто-то намеренно осквернил ее, изъяв часть останков. Хотя сказать, когда это произошло, сложно.

Рядом с могилой ребенка археологи также обнаружили фрагменты еще нескольких детских скелетов, включая часть челюсти, окрашенной в зеленоватый цвет. Похожие следы присутствовали и на останках «вампирши». По мнению ученых, возможно, это результат приема какого-то лекарства (например, коллоидного раствора золота) или же свидетельство неизвестного обряда, когда умершему вкладывали в рот медный предмет.

Еще одна находка — это скелет женщины, умершей во время беременности, вместе с которой сохранились останки ее плода. Исследователи обратили внимание на место, где выкопали ее могилу. По какой-то причине люди выбрали не песчаный грунт, а каменистый, яму в котором сделать гораздо труднее. Причем спустя какое-то время рядом с этой могилой вырыли еще одну яму, повредив скелет женщины.

Ранее на N + 1 рассказывали о «вампире», найденном в США. Сначала генетикам удалось установить его личность, а затем антропологи реконструировали внешний вид этого человека.

Смену власти в майяском городе отметили сожжением останков прежних правителей