Американцы реконструировали внешность «вампира» XIX века

Его останки нашли еще в 1990 году в штате Коннектикут

Американские исследователи продолжили изучать останки «вампира», найденные в 1990 году в штате Коннектикут. Полногеномный анализ показал, что 55-летний мужчина по имени Джон Барбер был кареглазым шатеном или брюнетом со светлой кожей и веснушками. Эти данные помогли воссоздать внешность человека, жившего почти 200 лет назад. Об этом сообщило издание Live Science.

В практике археологов порой встречаются девиантные захоронения. Их выделяет необычный погребальный обряд, отличающийся от общепринятого в этой культуре. Например, умерших могли похоронить за пределами кладбища, разместить в могиле в необычной позе или лишить некоторых частей тела. На появление девиантных захоронений могло влиять множество причин, связанных как с системой верований, так и с обстоятельствами жизни и смерти людей. Подробнее о таких практиках можно прочитать в материалах «Девиантные могилы корсиканского некрополя» и «Странные захоронения железного века в Оксфордшире».

Одной из категорий нестандартных захоронений выступают могилы так называемых «вампиров». Археологи полагают, что в таких погребениях находятся останки людей, которых опасались окружающие — они боялись, что покойные восстанут из своих могил. Для того, чтобы этого не произошло, умершим вкладывали в рот камни, их калечили и даже прибивали к земле. Кроме того, практиковалось размещение серпов и кос на шее или животе, а на ногу могли повесить замок. Назначить «вампиром» могли за необычную внешность, колдовство, самоубийство или первых жертв эпидемий.

Одного из таких вампиров нашли еще в 1990 году в американском городе Грисвольд (штат Коннектикут). В одном из гробов XIX века, на крышке которого медными гвоздями была сделана надпись «JB55» — инициалы и возраст умершего, исследователи обнаружили останки взрослого мужчины, лежавшие в необычном положении. Так, его череп и скрещенные бедренные кости располагались поверх ребер и позвонков. Исследование останков показало, что мужчина примерно 50–55 лет, видимо, был фермером, занимавшимся физической работой, который страдал от туберкулеза. Заболевание, похоже, и стало причиной, по которой его стали считать «вампиром».

Дальнейшие исследования позволили установить личность этого человека. Им оказался Джон Барбер (John Barber), умерший в возрасте 55 лет. Теперь же генетикам из компании «Parabon NanoLabs» под руководством Эллен Грейтак (Ellen Greytak) удалось секвенировать ДНК этого человека. Прочитав полный геном с 2,5-кратным покрытием, они выяснили некоторые особенности внешности Барбера. Так, это был кареглазый шатен или брюнет со светлой кожей, на которой, возможно, было немного веснушек. Эту информацию использовали судебно-медицинские эксперты, которым удалось сделать трехмерную реконструкцию лица мужчины. Кроме того, исследователи прочитали с низким покрытием (0,68 раза) геном еще одного человека, останки которого нашли неподалеку. И оказалось, что они принадлежали родственнику Джона Барбера — возможно, двоюродному брату.

От редактора

В первоначальной версии заметки сообщалось, что в Коннектикуте нашли гроб XVIII века. На самом деле Барбер умер в XIX веке (в 1826 году). Приносим извинения нашим читателям.

Попробовать свои силы и выяснить, чем занимался давно умерший человек и каким статусом он обладал при жизни, можно в нашем тесте «Трудовая книга мертвых».

В Польше раскопали погребение знатной женщины вельбарской культуры