Белки из зубов указали на пол детей из погребений с моделями колыбелей эпохи бронзы

Три индивида из четырех однозначно оказались девочками

Российские ученые провели протеомный анализ зубной эмали четырех детей, живших в эпоху бронзы, вместе с останками которых нашли модели колыбелей. Трое индивидов, по данным исследователей, однозначно были девочками, которые принадлежали к обществам носителей катакомбной и северокавказской культур. Этот вывод соответствовал изначальной гипотезе авторов новой работы, опубликованной в журнале Краткие сообщения Института археологии, что «колыбельный» культ — женский. Однако четвертый ребенок, возможно, был мальчиком, что потребовало от исследователей дополнительных объяснений.

В III тысячелетии до нашей эры, то есть в эпоху бронзы, на обширной территории от устья Дуная на западе до Волги на востоке (отдельные памятники встречаются и восточнее — вплоть до Приуралья) обитали племена катакомбной археологической культуры (культурно-исторической общности). Свое название она получила благодаря характерной особенности погребальных сооружений — катакомбе, то есть подземной погребальной камере, к стене которой ведет вход в виде дромоса или шахты. Хозяйство этих людей, о которых мы знаем в основном по курганным могильникам, составляло полукочевое скотоводство.

Одной из особенностей катакомбной культуры выступает «колыбельный» культ. Если на памятниках таких культур эпохи бронзы, как алакульская и окуневская, встречаются детские захоронения в колыбели, то в погребениях катакомбной культуры иногда присутствуют глиняные модели так называемых повозочек, которые могут быть нескольких типов. Один из них — это «колыбели» или «лодочки», представляющие собой корытообразные изделия, похожие на современные детские коляски закрытого типа. В общей сложности в настоящее время известно около 30 погребальных комплексов, содержащих модели колыбелей. Основная часть из них относится ко второй четверти III тысячелетия до нашей эры.

Алексей Калмыков (Aleksey Kalmykov) из компании «Наследие» совместно с учеными из МГУ и Института биоорганической химии РАН решил выяснить, к какому полу относились дети, которых похоронили с моделями колыбелей, предполагая, что, вероятно, это часть женского культа. Поскольку методы физической антропологии плохо подходят для решения этой задачи, поскольку речь идет о детских останках, авторы новой работы решили обратиться к протеомному анализу зубной эмали.

Для этого они отобрали останки четырех детей, живших в эпоху средней бронзы, в погребениях которых присутствовали модели колыбелей. Их нашли на трех памятниках, расположенных в степной зоне Центрального Предкавказья (Золотаревка-1 и Айгурский-2) и на границе степей и кавказских предгорий (Константиновская-10). Трех детей из курганных могильников Золотаревка-1 и Айгурский-2, умерших в возрасте 7–11 лет, нашли в катакомбах, в то время как четвертого ребенка пяти—шести лет (из кургана Константиновская-10) обнаружили во впускной яме, сооруженной носителями северокавказской культуры.

Чтобы определить пол детей, исследователи изучили в зубной эмали изоформы амелогенина — белка, который кодируется генами AMELX и AMELY, расположенными на X-хромосоме и Y-хромосоме соответственно. В результате проведенных анализов им удалось установить, что трое индивидов однозначно были девочками. При этом протеомный анализ указал на то, что один ребенок из могильника Золотаревка-1, возможно, был мальчиком.

Однако, по сообщениям авторов новой статьи, это все же не позволяет утверждать, что мальчиков тоже хоронили вместе с моделями колыбелей. Дело в том, что у археологов нет уверенности, что найденные неподалеку от останков вещи изначально были заупокойными дарами этого ребенка. Кроме того, соотношение изоформ амелогенина AmelY и AmelX оказалось нестандартным, что может быть следствием редких патологических состояний, например, дисгенезии гонад. Исследователи также не исключили и возможность того, что гендерное восприятие этого индивида могло отличаться от его биологического пола.

Ранее на N + 1 рассказывали о палеогенетическом исследовании останков из группы курганов восточно-манычского варианта катакомбной культуры, раскопанных в Калмыкии. Ученые пришли к выводу, что происхождение этих людей связано с более древним населением Понтийско-Каспийской степи — носителями ямной археологической культуры.

Антропологи нашли древнейших всадников. Ими оказались носители ямной культуры