На это указывают госпитализации, смерти и иммунологическим показатели
Британские исследователи обнаружили, что у людей с ожирением значительно снижена продолжительность защитного эффекта противоковидных вакцин. Исправить ситуацию может дополнительная доза препарата, но и ее эффект длится меньше, чем у людей с нормальной массой тела. Отчет о работе опубликован в журнале Nature Medicine.
Ожирение, определяемое как индекс массы тела (ИМТ) более 30 килограмм на метр в квадрате, служит одним из основных факторов риска тяжелого течения ковида. Кроме того, оно повышает заболеваемость сахарным диабетом 2 типа, артериальной гипертензией, сердечной недостаточностью и хронической болезнью почек — независимыми факторами риска тяжелого течения этого заболевания. Тяжелое ожирение (ИМТ более 40 килограмм на метр в квадрате) связано с 90-процентным повышением риска смерти от ковида. Вакцинация снижает вероятность серьезных исходов ковида; тем не менее, ее эффективность при ожирении ясна не полностью.
Чтобы разобраться в этом вопросе, сотрудники нескольких научных центров Великобритании под руководством Агаты ван дер Клаау (Agatha van der Klaauw), Садафа Фаруки (Sadaf Farooqi) и Джеймса Тавентирана (James Thaventhiran) из Кембриджского университета воспользовались данными платформы эпиднадзора EAVE II по 3,6 миллиона жителей Шотландии в возрасте 18 и более лет. Все они получили вторую или третью дозу вакцины против ковида с 8 декабря 2020 года по 19 марта 2022 года; наблюдение за ними продолжалось до госпитализации, смерти или конца исследования.
После введения поправок на пол, возраст и социально-экономическое положение оказалось, что у привитых по графику участников с тяжелым ожирением вероятность попасть в больницу или умереть от ковида на 76 процентов выше, чем у остальных. Также риск был повышен на 11 процентов у людей с нетяжелым ожирением (ИМТ 30–40 килограмм на метр в квадрате) и на 28 процентов — с недостатком массы тела (ИМТ менее 18,5 килограмма на метр в квадрате).
С целью выяснить влияние ожирения на клеточный и гуморальный иммунный ответ на вакцинацию против ковида авторы работы в рамках исследования SCOR-PIO (SARS-CoV2 Vaccination Response in Obesity, ответ на вакцинацию против SARS-CoV2 при ожирении) провели в Кембридже проспективное лонгитюдное иммунофенотипирование у 28 человек с тяжелым ожирением и 41 — с нормальной массой тела. Все они получили две дозы вакцины примерно за полгода до включения и не болели ковидом.
На момент включения средние уровни антител против спайк-белка (anti-spike IgG) и рецептор-связывающего домена (anti-RBD IgG) в обеих группах были практически одинаковы. Однако их способность нейтрализовывать вирус, измеренная по нейтрализующим титрам при 50-процентном ингибировании (NT50) при ожирении оказалась значительно снижена. Спустя полгода (то есть примерно через год после вакцинации) она снизилась до неопределяемого уровня у 55 процентов участников из основной группы и лишь у 12 процентов — из контрольной (z = 3,610; p = 0,0003). Как пишут авторы работы, это может быть связано со сниженной аффинностью антител или разной их реактивностью к не нейтрализующим эпитопам спайк-белка при тяжелом ожирении.
Восстановить нейтрализующий потенциал удавалось третьей дозой вакцины, введенной при включении в исследование, однако этот эффект также был менее продолжительным у участников с тяжелым ожирением. На 105-й день после бустерной прививки по сравнению с 28-м у них по процентному изменению anti-spike IgG разница с контрольной группой составила p = 0,0057; anti-RBD IgG — p = 0,0087 и NT50 — p = 0,022.
Авторы работы рассчитывают, что полученные результаты помогут в разработке более оптимальных стратегий приоритизации назначения вакцин против SARS-CoV2.
Ранее британские исследователи выяснили, что выработка антител после вакцинации от ковида резко снижена при хронических заболеваниях, ослабляющих иммунный ответ, — в первую очередь, аутоиммунном воспалении сосудов, а также хронических заболеваниях почек и печени. Также было показано, что прививки беременных от коронавируса не приводят к врожденным аномалиям плода, что тяжесть ковида зависит от врожденных вариантов рецептора горького вкуса и что риск госпитализации и смерти при этой инфекции повышен при расстройствах настроения.