Вакцинация векторными или мРНК-вакцинами от ковида на раннем сроке беременности не связана с повышенным риском развития врожденных аномалий у плода, сообщают американские ученые в JAMA Pediatrics. Пока это предварительные результаты ретроспективного исследования, но как отмечают авторы, врачи могут использовать их при консультировании беременных и женщин планирующих беременность.
Хотя эффективность и безопасность вакцин от ковида у беременных уже продемонстрированы в ряде исследований, и они включены в большинство рекомендаций по профилактике коронавирусной инфекции, остаются некоторые опасения по поводу безопасности вакцин для плода и эмбриона. Большинство компаний-разработчиков коронавирусных вакцин в США рекомендуют привиться вакциной «Спутник Лайт» с таким же взвешиванием пользы и риска.
Рейчел Рудерман (Rachel Ruderman) с коллегами из Северо-Западного университета в Чикаго ретроспективно исследовали когорту беременных женщин, у которых были результаты ультразвукового исследования плода и записи о вакцинации против ковида как векторными, так мРНК-вакцинами. При этом во время ультразвукового исследования врачи не знали о статуе вакцинации женщины.
Период за тридцать дней перед зачатием и до 15 недели беременности ученые считали тератогенным окном (временем, когда воздействие внешних факторов наиболее опасно для формирования эмбриона). Врожденными аномалиями плода считались выявляемые с помощью ультрасонографии во втором триместре нарушения развития, которые могут повлиять на продолжительность жизни, здоровье или функционирование новорожденного.
Из 3156 беременных (средний возраст — 33,4 года) 2622 (83,1 процента) получили по крайней мере одну дозу вакцины, из которых 1149 (43,8 процента) были вакцинированы в пределах тератогенного окна. Врачи выявили аномалии плода у 27 из 534 невакцинированных женщин (5,1 процента) и у 109 из 2622 женщин, получивших по крайней мере одну дозу вакцины (4,2 процента). Аналогичные результаты ученые получили при сужении тератогенного окна (2-10 недели беременности). После поправок на потенциальные факторы риска развития врожденных аномалий (возраст при родах, артериальная гипертензия и уровень гликированного гемоглобина в первом триместре) вакцинация в пределах тератогенного окна оказалась не связана с развитием врожденных аномалий, выявляемых при ультразвуковом исследовании.
Поскольку это исследование ограничено ретроспективным подходом и малым временем наблюдения (не в каждом случае был известен исход родов), его результаты стоит рассматривать как предварительные. Однако, по мнению авторов, их можно использовать при консультировании беременных и женщин, планирующих беременность.
В исследованиях эффективности вакцин от ковида в последнее время появляется много хороших новостей. Так, вакцина от Pfizer защитила детей и подростков от тяжелого ковида, а «Спутник V» оказался эффективен у людей с ВИЧ-инфекцией.
Слава Гоменюк
Это может помочь в диагностике и лечении суицидального поведения
Американские исследователи обнаружили, что в мозге людей, погибших в результате суицида, повышены экспрессия и положительная эпигенетическая регуляция генов, связанных с воспалением, по сравнению с умершими от других причин. Публикация об этом появилась в журнале Molecular Psychiatry. Лена Брундин (Lena Brundin) из Института Ван Анделов с коллегами проанализировали транскриптомы и профили метилирования ДНК в образцах полюса височной доли мозга 29 совершивших суицид и 32 в остальном сопоставимых людей, скоропостижно скончавшихся в результате аварий, убийств или инфаркта миокарда. В ходе интервьюирования их близких с использованием различных диагностических шкал и опросников у всех участников из основной группы определили большое депрессивное расстройство, один из них вдобавок страдал обсессивно-компульсивным расстройством. В контрольной группе психопатологии не выявили. Участники из обеих групп не принимали антидепрессанты или антипсихотические препараты, результаты их токсикологических анализов значимо не различались. Анализ показал, что в мозге погибших в результате суицида значительно снижена экспрессия гена NPAS4 — одного из ключевых транскрипционных регуляторов нейровоспаления, нейропротекции и нейропластичности, а также митохондриального MTRNR1, принимающего участие в метаболическом гомеостазе. Также у них выявили 40 дифференциально метилированных участков генома, относящихся к семи генам, которые отвечают за воспаление и иммунный ответ (ARPC2, CX3CL1, PSMB2, RNF41, RSF1, SPN и USP14, они были активированы), и еще четырем, задействованным в нейроразвитии и передаче нервных импульсов (GRIK2, NDRG4, PRARD и ZNF24, они были подавлены). Деконволюционный анализ также показал, что в мозге совершивших суицид снижено количество олигодендроцитов — клеток, отвечающих за миелинизацию нервных волокон и защищающих их от окислительного стресса. Ключевым регулятором всех этих процессов с высокой вероятностью может выступать NPAS4, который заслуживает дальнейшего изучения как потенциальный биомаркер суицидального поведения и мишень для терапии.