Компания ispace признала попытку прилунения неудачной
Частная японская компания ispace не смогла установить связь и подтвердить мягкую посадку на Луну посадочного модуля Hakuto-R. Предполагается, что он мог разбиться или повредиться из-за недостатка топлива на финальном участке спуска, сообщается на сайте компании.
Hakuto-R полетел в космос в декабре 2022 года в рамках миссии HAKUTO-R Mission 1, а в марте 2023 года достиг окололунной орбиты. Полезная нагрузка модуля состояла из панорамных камер канадской компании Canadensys Aerospace, первого арабского лунохода «Рашид», японского робота-трансформера SORA-Q и другого оборудования.
Днем 25 апреля 2023 года Hakuto-R начал спуск со стокилометровой окололунной орбиты, который занял час и должен был кончиться прилунением внутри кратера Атлас в северо-восточной части видимой стороны Луны. Однако связь с ним в расчетное время посадки не удалось установить, дальнейший анализ телеметрии показал, что на заключительном этапе спуска на Луну уровень топлива оказался у нижней отметки, после чего скорость спуска резко увеличилась. Это позволяет предположить, что у посадочного модуля закончилось топливо и его двигатели заглохли, после чего с модулем была потеряна связь.
Инженеры ispace в настоящее время работают над подробным анализом данных телеметрии, однако уже сейчас стало ясно, что подтверждения посадки на Луну нет, а связь с модулем установить невозможно. Вероятно, Hakuto-R совершил жесткую посадку на Луну, а полезная нагрузка потеряна. Однако отмечается, что все остальные этапы HAKUTO-R Mission 1 прошли без каких-либо проблем, а посадочный модуль до последнего момента оставался в вертикальном положении во время спуска.
Ожидается, что в 2024 году стартует Hakuto-R Mission 2, которая помимо посадочного модуля будет включать и луноход, разработанный ispace. Кроме того, американский офис компании участвует в программе CLPS для NASA совместно с Лабораторией Дрейпера — в 2025 году планируется доставить ряд полезных нагрузок на обратную сторону Луны.
Это второй подобный аппарат для компании ispace
Японская частная космическая компания ispace завершила расследование причин крушения модуля Resilience во время высадки на Луну в начале июня. Инженеры подтвердили идею о том, что аппарат на финальном этапе спуска к поверхности Луны не успел эффективно затормозить из-за задержки в получении данных от лазерного дальномера, который стал поставлять данные лишь после того, как высота стала меньше 900 метров. Эта аномалия не обнаруживалась на других этапах снижения или во время предпусковых проверок, не связана со сбоем программного обеспечения и могла возникнуть из-за уменьшенной мощности лазерного пучка или потока отраженного от поверхности Луны лазерного излучения. По словам представителей компании, авария не повлияет на сроки запуска еще двух подобных модулей к Луне, а их навигационные системы будут доработаны.